СОДЕРЖАНИЕ 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 4-11 ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 12-20 3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 21 4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 22-26 3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ООД 11 БИОЛОГИЯ 1.1. Область применения программы: реализация среднего общего образования в рамках программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии СПО 43.01.09 Повар, кондитер, относящейся к укрупненной группе профессий, специальностей 43.00.00 Сервис и туризм. 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл с учетом профиля получаемого профессионального образования (технический профиль). 1.3. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины: Цель: формирование у студентов представления о структурно-функциональной организации живых систем разного ранга как основы принятия решений в отношении объектов живой природы и в производственных ситуациях. Задачи: 1) сформировать понимание строения, многообразия и особенностей живых систем разного уровня организации, закономерностей протекания биологических процессов и явлений в окружающей среде, целостной научной картины мира, взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук; 2) развить умения определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами для выявления естественных и антропогенных изменений, интерпретировать результаты наблюдений, 3) сформировать навыки проведения простейших биологических экспериментальных исследований с соблюдением правил безопасного обращения с объектами и оборудованием; 4) развить умения использовать информацию биологического характера из различных источников; 5) сформировать умения прогнозировать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; обосновывать и соблюдать меры профилактики заболеваний. 6) сформировать понимание значимости достижений биологической науки и технологий в практической деятельности человека, развитии современных медицинских технологий и агробиотехнологий. 4 1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО Код и наименование формируемых компетенций Планируемые результаты освоения дисциплины Общие Дисциплинарные 1 2 сформированность знаний о месте и роли биологии в ОК 01. Выбирать В части трудового воспитания: - готовностьк труду, осознание ценности мастерства, системе научного знания; функциональной грамотности способы решения задач трудолюбие; человека для решения жизненных проблем; профессиональной - готовность к активной деятельности технологической и сформированность умения раскрывать содержание деятельности социальной направленности, способность инициировать, основополагающих биологических терминов и понятий: применительно к планировать и самостоятельно выполнять такую жизнь, клетка, ткань, орган, организм, вид, популяция, различным деятельность; экосистема, биоценоз, биосфера; метаболизм (обмен контекстам - интерес к различным сферам профессиональной веществ и превращение энергии), гомеостаз деятельности, (саморегуляция), биосинтез белка, структурная организация живых систем, дискретность, саморегуляция, Овладение универсальными учебными познавательными самовоспроизведение (репродукция), наследственност действиями: а) базовые логические действия: изменчивость, энергозависимость, рост и развитие, - самостоятельно формулировать и актуализировать уровневая организация; проблему, рассматривать ее всесторонне; сформированность умения раскрывать содержание - устанавливать существенный признак или основания основополагающих биологических теорий и гипотез: для сравнения, классификации и обобщения; клеточной, хромосомной, мутационной, эволюционной, происхождения жизни и человека; Указываются личностные и метапредметные результаты из ФГОС СОО (в последней редакции от 12.08.2022), формируемые общеобразовательной дисциплиной 2 Дисциплинарные (предметные) результаты указываются в соответствии с ФГОС СОО (в последней редакции от 12.08.2022) 1 5 -определять цели деятельности, задавать параметры и сформированность умения раскрывать основополагающие биологические законы и закономерности (Г. Менделя, Т. критерии их достижения; выявлять закономерности и противоречия в Моргана, Н.И. Вавилова, Э. Геккеля, Ф. Мюллера, К. Бэра), границы их применимости к живым системам; рассматриваемых явлениях; - вносить коррективы в деятельность, оценивать приобретение опыта применения основных методов соответствие результатов целям, оценивать риски научного познания, используемых в биологии: наблюдения и описания живых систем, процессов и явлений; организации и последствий деятельности; развивать креативное мышление при решении проведения биологического эксперимента, выдвижения гипотез, выявления зависимости между исследуемыми жизненных проблем величинами, объяснения полученных результатов и 6) базовые исследовательские действия: владеть навыками учебно-исследовательской и формулирования выводов с использованием научных понятий, теорий и законов; проектной деятельности, навыками разрешения проблем; выявлять причинно-следственные связи и сформированность умения выделять существенные актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, признаки вирусов, клеток прокариот и эукариот; находить аргументы для доказательства своих утверждений, одноклеточных и многоклеточных организмов, видов, биогеоценозов и экосистем; особенности процессов обмена задавать параметры и критерии решения; - анализировать полученные в ходе решения задачи веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтеза, результаты, критически оценивать их достоверность, пластического и энергетического обмена, хемосинтеза, митоза, мейоза, оплодотворения, развития и размножения, прогнозировать изменение в новых условиях; -уметь переносить знания в познавательную и индивидуального развития организма (онтогенеза), борьбы за существование, естественного отбора, видообразования, практическую области жизнедеятельности; - уметь интегрировать знания из разных предметных приспособленности организмов к среде обитания, влияния компонентов экосистем, антропогенных изменений в областей; выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные экосистемах своей местности, круговорота веществ и превращение энергии в биосфере; подходы и решения; - способность их использования в познавательной и сформированность умения решать биологические задачи, социальной практике составлять генотипические схемы скрещивания для разных типов наследования признаков у организмов, составлять 6 схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети) ОК 02. сформированность умений критически оценивать В области ценности научного познания: сформированность мировоззрения, соответствующего информацию биологического содержания, включающую Использовать современному уровню развития науки и общественной современные средства поиска, практики, основанного на диалоге культур, способствующего псевдонаучные знания из различных источников анализа и осознанию своего места в поликультурном мире; (средства массовой информации, научно-популярные интерпретации - совершенствование языковой и читательской культуры материалы); интерпретировать этические аспекты информации и как современных исследований в биологии, медицине, информационные средства взаимодействия между людьми и познания биотехнологии; мира; технологии для рассматривать глобальные экологические проблемы - осознание ценности научной деятельности, готовность современности, формировать по отношению к ним выполнения задач осуществлять проектную и исследовательскую деятельность профессиональной индивидуально и в группе; собственную позицию; сформированность умений создавать собственные деятельности Овладение универсальными учебными познавательными действиями: письменные и устные сообщения на основе в) работа с информацией: биологической - владеть навыками получения информации из информации из нескольких источников, грамотно источников использовать понятийный аппарат биологии разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; - создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; - оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам; - использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением 7 требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности ОК 04. - готовность к саморазвитию, самостоятельности и приобретение опыта применения основных методов Эффективно самоопределению; взаимодействовать -овладение навыками учебно-исследовательской, проектной научного познания, используемых в биологии: наблюдения и И работать описания живых систем, процессов и явлений; организации и в и социальной деятельности; коллективе и проведения биологического эксперимента, выдвижения команде Овладение универсальными коммуникативными гипотез, выявления зависимости между исследуемыми действиями: величинами, объяснения полученных результатов и 6) совместная деятельность: формулирования выводов с использованием научных - понимать и использовать преимущества командной и понятий, теорий и законов индивидуальной работы; - принимать цели совместной деятельности, организовывать И координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы; - координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; - осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным Овладение универсальными регулятивными действиями: г) принятие себя и других людей: - принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; 8 - признавать свое право и право других людей на ошибки; - развивать способность понимать мир с позиции другого человека В области экологического воспитания: ОК 07. _ сформированность экологической культуры, понимание сформированность умения применять полученные знания Содействовать влияния социально-экономических процессов на состояние для объяснения биологических процессов и явлений, для сохранению принятия практических решений в повседневной жизни с окружающей среды, природной и социальной среды, осознание глобального целью обеспечения безопасности своего здоровья и характера экологических проблем; ресурсосбережению планирование и осуществление действий в окружающей здоровья окружающих людей, соблюдения здорового образа , применять знания среде на основе знания целей устойчивого развития жизни, норм грамотного поведения в об изменении окружающей человечества; климата, природной среде; понимание необходимости использования активное неприятие действий, приносящих вред принципы достижений современной биологии и биотехнологий для окружающей среде; бережливого рационального природопользования производства, - умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их; эффективно - расширение опыта деятельности экологической действовать в направленности; чрезвычайных - овладение навыками учебно-исследовательской, проектной ситуациях и социальной деятельности 9 В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются личностные (ЛР), метапредметные (МР) и предметные результаты базового и углубленного уровней (ПР) соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования личностные: Личностные результаты реализации программы воспитания (дескрипторы) Код личностных результатов реализации программы воспитания Российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); ЛР 1 Гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности ЛР 2 Готовность к служению Отечеству, его защите ЛР 3 Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире ЛР 4 Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности ЛР 5 Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим ЛР 6 10 негативным социальным явлениям Навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности ЛР 7 Нравственное сознание и общечеловеческих ценностей ЛР 8 поведение на основе усвоения Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательноеотношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности ЛР 9 Принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков ЛР 11 Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь ЛР 12 1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины: объем учебной нагрузки обучающегося – 72 часа, в том числе: - обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 72 часа. из них: теоретического обучения – 62 час; практических занятий – 10 часов. контрольных работ-3 11 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: теории лабораторные занятия практические занятия контрольные работы* Самостоятельная работа обучающегося (всего) 72 72 62 0 10 3 семестры 1, 2 3 4 34 38 Промежуточная аттестация в формах: зачета в 1 семестр-* экзамена во 2 семестре * контрольные работы и зачет в 1 семестре проводится за счет часов теории 2.2. Распределение учебной нагрузки по годам обучения № Наименование разделов и тем раздела, темы 1 курс Введение 1 Учение о клетке 1.1 Учение о клетке. Химическая организация клетки 1.2 Строение и функции клетки 1.3 Обмен веществ и превращение энергии в клетке. 1.4 Жизненный цикл клетки 2 Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов 2.1 Размножение организмов 2.2 Индивидуальное развитие организма. 2.3 Индивидуальное развитие человека Зачет 3 Основы генетики и селекции Всего часов В том числе ЛР ПЗ КР 2 10 3 3 2 1 2 8 1 2 2 3 1 15 1 12 3.1 3.2 3.3 3.4 4 4.1 4.2 4.3 Генетика – наука о наследственности и изменчивости. Законы Г. Менделя. Генетика пола. Генетика человека. Закономерности изменчивости Основы селекции растений, животных и микроорганизмов. Биотехнология. Происхождение и развитие жизни на земле. Эволюционное учение 4 1 4 4 4 1 Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле. История развития эволюционных идей. Микроэволюция и макроэволюция. 5 1 16 5 5 1 1 5 5.1 5.2 6 6.1 Происхождение человека 7 Антропогенез. 3 Человеческие расы. 4 1 1 Основы экологии 12 Экология — наука о взаимоотношениях 4 организмов между собой и окружающей средой. 6.2 Биосфера — глобальная экосистема. 4 1 6.3 Биосфера и человек. 4 7 Бионика 2 Экзамен итого 72 0 10 3 ЛР –лабораторные работы, ПЗ – практические занятия, КР – контрольные работы 13 2.3. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) Объем часов 1 2 1 курс 3 Введение Тема 1.1. Тема 1.2. Содержание учебного материала 1. Биология – наука о живой природе. Объект изучения биологии – живая природа. Признаки живых организмов и их многообразие. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой природы. Значение биологии при освоении профессии. Лабораторная работа Практическое занятие Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Раздел 1. Учение о клетке Содержание учебного материала Учение о клетке. Химическая организация клетки. Клетка — элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Краткая история изучения клетки. Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке. Лабораторная работа Практическое занятие Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся. Содержание учебного материала Строение и функции клетки. 2 2 3 3 3 2 Коды общих компетенций и личностных метапредметных, предметных результатов, формированию которых способствует элемент программы 4 ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 7, ЛР(пв) 1,-ЛР(пв) 9, ЛР(пв) 11, ЛР(пв) 12 ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 7, ЛР(пв) 1,-ЛР(пв) 9, ЛР(пв) 11, ЛР(пв) 12 ОК 1, ОК 2, ОК 4, 14 Тема 1.3. Тема 1.4. Тема 2.1. Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.) Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки. Лабораторная работа Практическое занятие №1 «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовым препаратах» Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Пластический и энергетический обмен. Строение и функции хромосом. ДНК — носитель наследственной информации. Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка. Лабораторная работа Практическое занятие Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала Жизненный цикл клетки. Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. Дифференцировка клеток. Клеточная теория строения организмов. Митоз. Цитокинез. Лабораторная работа Практическое занятие №2 «Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам» Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Раздел 2. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов Содержание учебного материала Размножение организмов. Организм — единое целое. Многообразие организмов. Размножение — важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение. Лабораторная работа Практическое занятие 1 2 2 2 1 1 ОК 7, ЛР(пв) 1,-ЛР(пв) 9, ЛР(пв) 11, ЛР(пв) 12 ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 7, ЛР(пв) 1,-ЛР(пв) 9, ЛР(пв) 11, ЛР(пв) 12 ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 7, ЛР(пв) 1,-ЛР(пв) 9, ЛР(пв) 11, ЛР(пв) 12 2 2 ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 7, ЛР(пв) 1,-ЛР(пв) 9, ЛР(пв) 11, ЛР(пв) 12 15 Тема 2.2. Тема 2.3. Тема 3.1. Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный этап онтогенеза. Основные стадии эмбрионального развития. Органогенез. Постэмбриональное развитие. Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства. Причины нарушений в развитии организмов. Лабораторная работа Практическое занятие №3 «Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства» Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека. Лабораторная работа Практическое занятие Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся ЗАЧЕТ Раздел 3. Основы генетики и селекции Содержание учебного материала Генетика – наука о наследственности и изменчивости. Законы Г. Менделя. Г. Мендель — основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Моногибридное и дигибридное скрещивание Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Лабораторная работа Практическое занятие №4 «Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания» Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся. 3 2 ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 7, ЛР(пв) 1,-ЛР(пв) 9, ЛР(пв) 11, ЛР(пв) 12 1 3 3 1 3 2 1 ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 7, ЛР(пв) 1,-ЛР(пв) 9, ЛР(пв) 11, ЛР(пв) 12 9 ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 7, ЛР(пв) 1,-ЛР(пв) 9, ЛР(пв) 11, ЛР(пв) 12 16 Тема 3.2. Тема 3.3. Тема 3.4. Тема 4.1. Содержание учебного материала 1.Генетика пола. Генетика человека. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Лабораторная работа Практическое занятие Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала Закономерности изменчивости. Наследственная, или генотипическая, изменчивость. Модификационная, или ненаследственная, изменчивость. Генетика человека. Генетика и медицина. Материальные основы наследственности и изменчивости. Генетика и эволюционная теория. Генетика популяций. Лабораторная работа Практическое занятие №5 «Решение генетических задач». Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала Основы селекции растений, животных и микроорганизмов. Биотехнология. Генетика — теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений — начальные этапы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов. Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных (проблемы клонирования человека). Лабораторная работа Практическое занятие Контрольная работа по теме «Основы генетики и селекции» Самостоятельная работа обучающихся Раздел 4. Происхождение и развитие жизни на земле. Эволюционное учение. Содержание учебного материала 4 4 4 3 4 3 ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 7, ЛР(пв) 1,-ЛР(пв) 9, ЛР(пв) 11, ЛР(пв) 12 ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 7, ЛР(пв) 1,-ЛР(пв) 9, ЛР(пв) 11, ЛР(пв) 12 ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 7, ЛР(пв) 1,-ЛР(пв) 9, ЛР(пв) 11, ЛР(пв) 12 1 5 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 17 Тема 4.2. Тема 4.3. 1.Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле. Гипотезы происхождения жизни. 2.Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле. Усложнение живых организмов в процессе эволюции. Многообразие живого мира на Земле и современная его организация. Лабораторная работа Практическое занятие Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала 1.История развития эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, Ж.Б.Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. Эволюционное учение Ч. Дарвина. 2.Естественный отбор. Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира. Лабораторная работа Практическое занятие №6 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни на земле» Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала 1.Микроэволюция и макроэволюция. Концепция вида, его критерии. Популяция — структурная единица вида и эволюции. Движущие силы эволюции. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С. С. Четвериков, И. И. Шмальгаузен). Макроэволюция. Доказательства эволюции. Сохранение биологического многообразия как основа устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития. Причины вымирания видов. Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс Лабораторная работа Практическое занятие Контрольная работа по теме «Происхождение и развитие жизни на земле» Самостоятельная работа обучающихся 2 3 5 2 2 1 5 3 ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 7, ЛР(пв) 1,-ЛР(пв) 9, ЛР(пв) 11, ЛР(пв) 12 ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 7, ЛР(пв) 1,-ЛР(пв) 9, ЛР(пв) 11, ЛР(пв) 12 ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 7, ЛР(пв) 1,-ЛР(пв) 9, ЛР(пв) 11, ЛР(пв) 12 1 - Раздел 5. Происхождение человека 18 Тема 5.1. Тема 5.2. Тема 6.1. Тема 6.2. Содержание учебного материала Антропогенез. Эволюция приматов. Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Этапы эволюции человека. Лабораторная работа Практическое занятие Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала Человеческие расы. Родство и единство происхождения человеческих рас. Критика расизма. Лабораторная работа Практическое занятие №7 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека» Самостоятельная работа обучающихся Контрольная работа по теме «Происхождение человека на земле» Раздел 6 Основы экологии Содержание учебного материала Экология — наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Экологические системы. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Причины устойчивости и смены экосистем. Сукцессии. Искусственные сообщества — агроэкосистемы и урбоэкосистемы Лабораторная работа Практическое занятие Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала Биосфера — глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере Лабораторная работа 3 3 4 2 1 1 4 4 4 3 - ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 7, ЛР(пв) 1,-ЛР(пв) 9, ЛР(пв) 11, ЛР(пв) 12 ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 7, ЛР(пв) 1,-ЛР(пв) 9, ЛР(пв) 11, ЛР(пв) 12 ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 7, ЛР(пв) 1,-ЛР(пв) 9, ЛР(пв) 11, ЛР(пв) 12 ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 7, ЛР(пв) 1,-ЛР(пв) 9, ЛР(пв) 11, ЛР(пв) 12 19 Тема 6.3. Тема 7.1 Практическое занятие №8 «Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводный аквариум)» Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала Биосфера и человек. Изменения в биосфере. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Воздействие производственной деятельности на окружающую среду в области своей будущей профессии. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы. Ноосфера. Правила поведения людей в окружающей природной среде. Бережное отношение к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охрана. Лабораторная работа Практическое занятие Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Раздел 7 Бионика Содержание учебного материала Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики. Рассмотрение бионикой особенностей морфо-физиологической организации живых организмов и их использования для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами. Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных Лабораторная работа Практическое занятие Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Экзамен Всего: 1 4 1 1 ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 7, ЛР(пв) 1,-ЛР(пв) 9, ЛР(пв) 11, ЛР(пв) 12 2 2 2 ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 7, ЛР(пв) 1,-ЛР(пв) 9, ЛР(пв) 11, ЛР(пв) 12 6 72 20 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета химии. Оборудование учебного кабинета: - посадочных мест по числу обучающихся; - стулья; - доска классная; - рабочее место преподавателя; - приборы и устройства; - вытяжной шкаф; - огнетушитель. Технические средства обучения - ПК; - мультимедийный проектор; - аудиоаппаратура Учебные наглядные пособия: - таблица: техника безопасности при проведении лабораторно-практических работ; - плакаты по биологии. 3.2 Информационное обеспечение обучения Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы 3.2.1. Основные источники: 1.Константинов В.М., Учебник НПО и СПО, М.: «Академия», 2021 3.2.2. Дополнительные источники 1. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г. Биология. Общие закономерности. М.: Школа-Пресс, 1996 2. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10—11 кл. – М., 2019 3.2.3. Интернет–ресурсы и цифровые образовательные ресурсы (ЦОРы) http:www.uchitel-izd.ru (27 августа 2022 года) www.cvart.ru(27 августа 2022 года) 21 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Текущий контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Промежуточная аттестация проводится в форме зачета в 1 семестре и экзамена во 2 семестре. Результаты обучения Личностные: ЛР 1− сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям отечественной биологической науки; представления о целостной естественнонаучной картине мира ЛР 2 − понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека ЛР 3 − способность использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельностивозможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования; ЛР 4 − владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее достижения в профессиональной сфере ЛР 5 − способность Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Письменная контрольная работа Индивидуальный опрос Текущий контроль: наблюдение в процессе проведения уроков практической части рабочей программы, Устный опрос на уроках теоретического обучения. Промежуточная аттестация: в форме зачета в 1 семестре и экзамена во 2 семестре.. Письменная контрольная работа Индивидуальный опрос Текущий контроль: наблюдение в процессе проведения уроков практической части рабочей программы, Устный опрос на уроках теоретического обучения. Промежуточная аттестация: в форме зачета в 1 семестре и экзамена во 2 семестре.. Письменная контрольная работа Индивидуальный опрос Текущий контроль: наблюдение в процессе проведения уроков практической части рабочей программы, Устный опрос на уроках теоретического обучения. Промежуточная аттестация: в форме зачета в 1 семестре и экзамена во 2 семестре.. Письменная контрольная работа Индивидуальный опрос Текущий контроль: наблюдение в процессе проведения уроков практической части рабочей программы, Устный опрос на уроках теоретического обучения. Промежуточная аттестация: в форме зачета в 1 семестре и экзамена во 2 семестре.. Письменная контрольная работа 22 руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе Индивидуальный опрос Текущий контроль: наблюдение в процессе проведения уроков практической части рабочей программы, Устный опрос на уроках теоретического обучения. Промежуточная аттестация: в форме дифференцированного зачета. Письменная контрольная работа ЛР 6 − готовность Индивидуальный опрос использовать основные Текущий контроль: наблюдение в процессе проведения методы защиты от возможных уроков практической части рабочей программы, последствий аварий, Устный опрос на уроках теоретического обучения. катастроф, стихийных Промежуточная аттестация: в форме зачета в 1 бедствий семестре и экзамена во 2 семестре.. ЛР 7 − обладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования ЛР 8 − способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде ЛР 9 − готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами Метапредметные: МР 1 − осознание социальной значимости своей профессии, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности МР 2 − Письменная контрольная работа Индивидуальный опрос Текущий контроль: наблюдение в процессе проведения уроков практической части рабочей программы, Устный опрос на уроках теоретического обучения. Промежуточная аттестация: в форме зачета в 1 семестре и экзамена во 2 семестре.. Письменная контрольная работа Индивидуальный опрос Текущий контроль: наблюдение в процессе проведения уроков практической части рабочей программы, Устный опрос на уроках теоретического обучения. Промежуточная аттестация: в форме зачета в 1 семестре и экзамена во 2 семестре. Письменная контрольная работа Индивидуальный опрос Текущий контроль: наблюдение в процессе проведения уроков практической части рабочей программы, Устный опрос на уроках теоретического обучения. Промежуточная аттестация: в форме зачета в 1 семестре и экзамена во 2 семестре. Письменная контрольная работа Индивидуальный опрос Текущий контроль: наблюдение в процессе проведения уроков практической части рабочей программы, Устный опрос на уроках теоретического обучения. Промежуточная аттестация: в форме зачета в 1 семестре и экзамена во 2 семестре. повышение Письменная контрольная работа 23 интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации МР 3 − способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с использованием современных информационнокоммуникационных технологий МР 4 − способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов МР 5 − умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах МР 6 − способность применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем Индивидуальный опрос Текущий контроль: наблюдение в процессе проведения уроков практической части рабочей программы, Устный опрос на уроках теоретического обучения. Промежуточная аттестация: в форме зачета в 1 семестре и экзамена во 2 семестре. Письменная контрольная работа Индивидуальный опрос Текущий контроль: наблюдение в процессе проведения уроков практической части рабочей программы, Устный опрос на уроках теоретического обучения. Промежуточная аттестация: в форме зачета в 1 семестре и экзамена во 2 семестре. Письменная контрольная работа Индивидуальный опрос Текущий контроль: наблюдение в процессе проведения уроков практической части рабочей программы, Устный опрос на уроках теоретического обучения. Промежуточная аттестация: в форме зачета в 1 семестре и экзамена во 2 семестре. Письменная контрольная работа Индивидуальный опрос Текущий контроль: наблюдение в процессе проведения уроков практической части рабочей программы, Устный опрос на уроках теоретического обучения. Промежуточная аттестация: в форме зачета в 1 семестре и экзамена во 2 семестре. Письменная контрольная работа Индивидуальный опрос Текущий контроль: наблюдение в процессе проведения уроков практической части рабочей программы, 24 хозяйственной деятельности МР 7 − способность к самостоятельному проведению исследований, постановке естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач МР 8 − способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение) Предметные: ПР 1 − сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач ПР 2 − владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой ПР 3 − владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе ПР 4 − сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать Устный опрос на уроках теоретического обучения. Промежуточная аттестация: в форме зачета семестре и экзамена во 2 семестре. в 1 Письменная контрольная работа Индивидуальный опрос Текущий контроль: наблюдение в процессе проведения уроков практической части рабочей программы, Устный опрос на уроках теоретического обучения. Промежуточная аттестация: в форме зачета в 1 семестре и экзамена во 2 семестре. Письменная контрольная работа Индивидуальный опрос Текущий контроль: наблюдение в процессе проведения уроков практической части рабочей программы, Устный опрос на уроках теоретического обучения. Промежуточная аттестация: в форме зачета в 1 семестре и экзамена во 2 семестре. Письменная контрольная работа Индивидуальный опрос Текущий контроль: наблюдение в процессе проведения уроков практической части рабочей программы, Устный опрос на уроках теоретического обучения. Промежуточная аттестация: в форме зачета в 1 семестре и экзамена во 2 семестре. Письменная контрольная работа Индивидуальный опрос Текущий контроль: наблюдение в процессе проведения уроков практической части рабочей программы, Устный опрос на уроках теоретического обучения. Промежуточная аттестация: в форме зачета в 1 семестре и экзамена во 2 семестре. Письменная контрольная работа Индивидуальный опрос Текущий контроль: наблюдение в процессе проведения уроков практической части рабочей программы, Устный опрос на уроках теоретического обучения. Промежуточная аттестация: в форме зачета в 1 семестре и экзамена во 2 семестре. Письменная контрольная работа Индивидуальный опрос Текущий контроль: наблюдение в процессе проведения уроков практической части рабочей программы, 25 элементарные биологические Устный опрос на уроках теоретического обучения. задачи Промежуточная аттестация: в форме зачета ПР 5 − сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим проблемам и путям их решения семестре и экзамена во 2 семестре. в 1 Письменная контрольная работа Индивидуальный опрос Текущий контроль: наблюдение в процессе проведения уроков практической части рабочей программы, Устный опрос на уроках теоретического обучения. Промежуточная аттестация: в форме зачета в 1 семестре и экзамена во 2 семестре. 26