м.п №№ п/п 1 2 3 4 СОДЕРЖАНИЕ Наименование ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ 3 Страницы 4 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.03. ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ АВТОМОБИЛЕЙ 1.1.Место профессионального модуля в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих Рабочая программа профессионального модуля ПМ.03 Текущий ремонт различных типов автомобилей является обязательной частью профессионального цикла программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС СПО по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей, входящей в укрупненную группу профессий и специальностей 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения профессионального модуля В результате изучения профессионального модуля студент должен освоить основной вид деятельности «Производить текущий ремонт различных типов автомобилей» в соответствии с требованиями технологической документации и, соответствующие ему общие компетенции и профессиональные компетенции: 1.3 Общие компетенции 4 Код компетенции Формулировка компетенции ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам; ОК 02 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности; ОК 03 ; ОКПланировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в Знания, умения Умения: распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составить план действия; определить необходимые ресурсы; владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника) Знания: актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте. алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности. Умения: определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска Знания: номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации Умения: выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи; презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности; оформлять бизнес-план; рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам кредитования; определять инвестиционную привлекательность коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности; презентовать бизнес-идею; определять источники финансирования; применять финансовую грамотность при планировании предпринимательской деятельности 5 различных жизненных ситуациях; ОК 04 Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде; Знания: основы предпринимательской деятельности; основы финансовой грамотности; правила разработки бизнес-планов; порядок выстраивания презентации; кредитные банковские продукты; финансовую грамотность Умения: организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности. Знания: психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; основы проектной деятельности ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста; Умения: грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе Знания: особенности социального и культурного контекста; правила оформления документов и построения устных сообщений. ОК 06 Проявлять гражданскопатриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения Умения: описывать значимость своей профессии; применять стандарты антикоррупционного поведения ОК 07 . Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях Умения: соблюдать нормы экологической безопасности; определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по профессии. Знания: правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности; основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности; пути обеспечения ресурсосбережения. ОК 08 . Использовать средства Знания: сущность гражданско-патриотической позиции, общечеловеческих ценностей; значимость профессиональной деятельности по профессии; стандарты антикоррупционного поведения и последствия его нарушения Умения: использовать физкультурно6 оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; применять рациональные приемы двигательных функций в профессиональной деятельности; пользоваться средствами профилактики перенапряжения характерными для данной профессии. Знания: роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни; условия профессиональной деятельности и зоны риска физического здоровья для профессии; средства профилактики перенапряжения. Умения: понимать общий смысл четко ОК 9 Пользоваться произнесенных высказываний на известные темы профессиональной (профессиональные и бытовые), понимать тексты на документацией на базовые профессиональные темы; участвовать в государственном и диалогах на знакомые общие и профессиональные темы; иностранном языках. строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности; кратко обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые); писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы Знания: правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы; основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика); лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности; особенности произношения; правила чтения текстов профессиональной направленности 1.4. Профессиональные компетенции физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности; Основные Код и Виды наименование деятельности компетенции ПМ 03. ПК 3.1. Производить Производить текущий текущий ремонт ремонт автомобильных различных двигателей. типов автомобилей в соответствии с требованиям и технологичес Показатели освоения компетенции П.1 Практический опыт: Подготовка автомобиля к ремонту. Оформление первичной документации для ремонта У.1 Умения: Оформлять учетную документацию. Использовать уборочно-моечное и технологическое оборудование З.1 Знания: Устройство и конструктивные особенности ремонтируемых автомобильных двигателей. Назначение и взаимодействие узлов и систем двигателей. Формы и содержание учетной документации. Характеристики и правила эксплуатации вспомогательного оборудования П.2 Практический опыт: Демонтаж и монтаж двигателя автомобиля; разборка и сборка его механизмов и систем, замена его отдельных деталей 7 кой документаци и У.2 Умения: Снимать и устанавливать двигатель на автомобиль, разбирать и собирать двигатель. Использовать специальный инструмент и оборудование при разборочносборочных работах. Работать с каталогами деталей З.2 Знания: Технологические процессы демонтажа, монтажа, разборки и сборки двигателей, его механизмов и систем. Характеристики и порядок использования специального инструмента приспособлений и оборудования. Назначение и структура каталогов деталей П.3. Практический опыт: Проведение технических измерений соответствующим инструментом и приборами У.3 Умения: Выполнять метрологическую поверку средств измерений. Производить замеры деталей и параметров двигателя контрольно-измерительными приборами и инструментами. Выбирать и пользоваться инструментами и приспособлениями для слесарных работ З.3 Знания: Средства метрологии, стандартизации и сертификации. Устройство и конструктивные особенности обслуживаемых двигателей. Технологические требования к контролю деталей и состоянию систем. Порядок работы и использования контрольно-измерительных приборов и инструментов П.4 Практический опыт: Ремонт деталей систем и механизмов двигателя У.4 Умения: Снимать и устанавливать узлы и детали механизмов и систем двигателя. Определять неисправности и объем работ по их устранению. Определять способы и средства ремонта. Выбирать и использовать специальный инструмент, приборы и оборудование. Определять основные свойства материалов по маркам. Выбирать материалы на основе анализа их свойств для конкретного применения. Соблюдать безопасные условия труда в профессиональной деятельности З.4 Знания: Основные неисправности двигателя, его систем и механизмов, причины и способы их устранения. Способы и средства ремонта и восстановления деталей двигателя. Технологические процессы разборки-сборки узлов и систем автомобильных двигателей. Характеристики и порядок использования специального инструмента, приспособлений и оборудования. Технологии контроля технического состояния деталей. Основные свойства, классификация, характеристики, применяемых в профессиональной деятельности материалов. Области применения материалов. Правила техники безопасности и охраны труда в профессиональной деятельности П.5 Практический опыт: Регулировка, испытание систем и механизмов двигателя после ремонта 8 У.5 Умения: Регулировать механизмы двигателя и системы в соответствии с технологической документацией. Проводить проверку работы двигателя З.5 Знания: Технические условия на регулировку и испытания двигателя его систем и механизмов. Технология выполнения регулировок двигателя. Оборудование и технология испытания двигателей П.6 Практический опыт: Подготовка автомобиля к ПК 3.2. Производить ремонту. Оформление первичной документации для ремонта. текущий ремонт узлов и У.6 Умения: Пользоваться измерительными приборами элементов З.6 Знания: Устройство и принцип действия электрических и электрических машин. Устройство и конструктивные электронных особенности узлов и элементов электрических и систем автомобилей. электронных систем. Назначение и взаимодействие узлов и элементов электрических и электронных систем. Формы и содержание учетной документации. Характеристики и правила эксплуатации вспомогательного оборудования П.7 Практический опыт: Демонтаж и монтаж узлов и элементов электрических и электронных систем автомобиля, их замена У.7 Умения: Снимать и устанавливать узлы и элементы электрооборудования, электрических и электронных систем автомобиля. Использовать специальный инструмент и оборудование при разборочно-сборочных работах. Работать с каталогом деталей. Соблюдать меры безопасности при работе с электрооборудованием и электрическими инструментами. З.7 Знания: Устройство, расположение приборов электрооборудования, приборов электрических и электронных систем автомобиля. Технологические процессы разборки-сборки электрооборудования, узлов и элементов электрических и электронных систем. Характеристики и порядок использования специального инструмента, приспособлений и оборудования. Назначение и содержание каталогов деталей. Меры безопасности при работе с электрооборудованием и электрическими инструментами. П.8 Практический опыт: Проверка состояния узлов и элементов электрических и электронных систем соответствующим инструментом и приборами. У.8 Умения: Выполнять метрологическую поверку средств измерений. Производить проверку исправности узлов и элементов электрических и электронных систем контрольно-измерительными приборами и инструментами. Выбирать и пользоваться приборами и инструментами для контроля исправности узлов и элементов электрических и электронных систем 9 З.8 Знания: Основные неисправности элементов и узлов электрических и электронных систем, причины и способы их устранения. Средства метрологии, стандартизации и сертификации. Устройство и конструктивные особенности узлов и элементов электрических и электронных систем. Технологические требования для проверки исправности приборов и элементов электрических и электронных систем. Порядок работы и использования контрольноизмерительных приборов. П. 9 Практический опыт: Ремонт узлов и элементов электрических и электронных систем У.9 Умения: Снимать и устанавливать узлы и элементы электрических и электронных систем. Разбирать и собирать основные узлы электрооборудования. Определять неисправности и объем работ по их устранению. Устранять выявленные неисправности. Определять способы и средства ремонта. Выбирать и использовать специальный инструмент, приборы и оборудование. З.9 Знания: Основные неисправности элементов и узлов эл З.1 ектрических и электронных систем, причины и способы устранения. Способы ремонта узлов и элементов электрических и электронных систем. Технологические процессы разборки-сборки ремонтируемых узлов электрических и электронных систем. Характеристики и порядок использования специального инструмента, приборов и оборудования. Требования для проверки электрических и электронных систем и их узлов. П.10 Практический опыт: Регулировка, испытание узлов и элементов электрических и электронных систем У.10 Умения: Регулировать параметры электрических и электронных систем и их узлов в соответствии с технологической документацией. Проводить проверку работы электрооборудования, электрических и электронных систем З.10 Знания: Технические условия на регулировку и испытания узлов электрооборудования автомобиля. Технология выполнения регулировок и проверки электрических и электронных систем. П.11 Практический опыт: Подготовка автомобиля к ПК 3.3. Производить ремонту. Оформление первичной документации для текущий ремонт ремонта. автомобильных У.1 1 Умения: Оформлять учетную документацию. трансмиссий. Использовать уборочно-моечное оборудование и технологическое оборудование З.11 Знания: Устройство и конструктивные особенности автомобильных трансмиссий. Назначение и взаимодействие узлов трансмиссии. Формы и содержание учетной документации. Характеристики и правила эксплуатации вспомогательного оборудования. 10 П.12 Практический опыт: Демонтаж, монтаж и замена узлов и механизмов автомобильных трансмиссий. У.12 Умения: Снимать и устанавливать узлы и механизмы автомобильных трансмиссий. Использовать специальный инструмент и оборудование при разборочносборочных работах. Работать с каталогами деталей. Соблюдать безопасные условия труда в профессиональной деятельности. З.12 Знания: Технологические процессы разборкисборки автомобильных трансмиссий, их узлов и механизмов. Характеристики и порядок использования специального инструмента, приспособлений и оборудования. Назначение и структура каталогов деталей. Правила техники безопасности и охраны труда в профессиональной деятельности П.13 Практический опыт: Проведение технических измерений соответствующим инструментом и приборами У.13 Умения: Выполнять метрологическую поверку средств измерений. Производить замеры износов деталей трансмиссий контрольно-измерительными приборами и инструментами. Выбирать и пользоваться инструментами и приспособлениями для слесарных работ З.13 Знания: Средства метрологии, стандартизации и сертификации. Устройство и конструктивные особенности автомобильных трансмиссий. Технологические требования к контролю деталей и проверке работоспособности узлов. Порядок работы и использования контрольноизмерительных приборов и инструментов П..14 Практический опыт: Ремонт механизмов, узлов и деталей автомобильных трансмиссий У.14 Умения: Снимать и устанавливать механизмы, узлы и детали автомобильных трансмиссий. Разбирать и собирать механизмы и узлы трансмиссий. Определять неисправности и объем работ по их устранению. Определять способы и средства ремонта. Выбирать и использовать специальный инструмент, приборы и оборудование З.4 Знания: Основные неисправности автомобильных трансмиссий, их систем и механизмов, их причины и способы устранения. Способы ремонта узлов автомобильных трансмиссий. Технологические процессы разборки-сборки узлов и систем автомобильных трансмиссий. Характеристики и порядок использования специального инструмента, приспособлений и оборудования. Требования для контроля деталей П. 15 Практический опыт: Регулировка и испытание автомобильных трансмиссий после ремонта 11 У.15 Умения: Регулировать механизмы трансмиссий в соответствии с технологической документацией. Проводить проверку работы автомобильных трансмиссий З.5 Знания: Технические условия на регулировку и испытания автомобильных трансмиссий, узлов трансмиссии. Оборудование и технологию испытания автомобильных трансмиссий П.16 Практический опыт: Подготовка автомобиля к ПК 3.4. Производить ремонту. Оформление первичной документации для ремонта текущий ремонт У.16 Умения: Оформлять учетную документацию. ходовой части и Использовать уборочно-моечное и технологическое механизмов оборудование. Проверять комплектность ходовой части и управления механизмов управления автомобилей автомобилей. З.16 Знания: Устройство и конструктивные особенности ходовой части и механизмов рулевого управления. Назначение и взаимодействие узлов ходовой части и механизмов управления. Формы и содержание учетной документации. Характеристики и правила эксплуатации вспомогательного оборудования П.17 Практический опыт: Демонтаж, монтаж и замена узлов и механизмов ходовой части и систем управления автомобилей У.17 Умения: Снимать и устанавливать узлы и механизмы ходовой части и систем управления. Использовать специальный инструмент и оборудование при разборочно-сборочных работах. Работать с каталогами деталей. Соблюдать безопасные условия труда в профессиональной деятельности З.1 7 Знания: Основные неисправности ходовой части и способы их устранения. Основные неисправности систем управления и способы их устранения. Технологические процессы разборки-сборки узлов и механизмов ходовой части и систем управления автомобилей. Характеристики и порядок использования специального инструмента, приспособлений и оборудования. Назначение и содержание каталога деталей. Правила техники безопасности и охраны труда в профессиональной деятельности П.18 Практический опыт: Проведение технических измерений соответствующим инструментом и приборами У.18 Умения: Выполнять метрологическую поверку средств измерений. Производить замеры изнашиваемых деталей и изменяемых параметров ходовой части и систем управления контрольно-измерительными приборами и инструментами З.18 Знания: Средства метрологии, стандартизации и сертификации. Устройство и конструктивные особенности ходовой части и систем управления автомобиля. Технологические 12 требования к контролю деталей, состоянию узлов систем и параметрам систем управления автомобиля и ходовой части. Порядок работы и использования контрольноизмерительного оборудования приборов и инструментов П.19 Практический опыт: Ремонт узлов и механизмов ходовой части и систем управления автомобилей У.19 Умения: Снимать и устанавливать узлы, механизмы и детали ходовой части и систем управления. Определять неисправности и объем работ по их устранению. Определять способы и средства ремонта. Выбирать и использовать специальный инструмент, приборы и оборудование З.19 Знания: Основные неисправности ходовой части и способы их устранения. Основные неисправности систем управления и способы их устранения. Способы ремонта и восстановления узлов и деталей ходовой части. Способы ремонта систем управления и их узлов. Технологические процессы разборки-сборки узлов и механизмов ходовой части и систем управления автомобилей. Характеристики и порядок использования специального инструмента, приспособлений и оборудования. Требования контроля деталей П.20 Практический опыт: Регулировка, испытание узлов и механизмов ходовой части и систем управления автомобилей У.20 Умения: Регулировать параметры установки деталей ходовой части и систем управления автомобилей в соответствии с технологической документацией. Проводить проверку работы узлов и механизмов ходовой части и систем управления автомобилей З.20 Знания: Технические условия на регулировку и испытания узлов и механизмов ходовой части и систем управления автомобилей. Технология выполнения регулировок узлов ходовой части и контроля технического состояния систем управления автомобилей П.21 Практический опыт: Подготовка кузова к ремонту. ПК 3.5. Производить Оформление первичной документации для ремонта ремонт и окраску У.21 Умения: Оформлять учетную документацию. автомобильных Использовать уборочно-моечное оборудование и кузовов. технологическое оборудование. Использовать эксплуатационные материалы в профессиональной деятельности З.21 Знания: Устройство и конструктивные особенности автомобильных кузовов и кабин. Характеристики лакокрасочных покрытий автомобильных кузовов. Формы и содержание учетной документации. Характеристики и правила эксплуатации вспомогательного оборудования. Основные свойства, классификация, характеристики, 13 применяемых в профессиональной деятельности материалов П.22 Практический опыт: Демонтаж, монтаж и замена элементов кузова, кабины, платформы У.22 Умения: Снимать и устанавливать узлы и детали кузова, кабины, платформы. Использовать специальный инструмент и оборудование при разборочно-сборочных работах. Работать с каталогом деталей. Соблюдать безопасные условия труда в профессиональной деятельности З.22 Знания: Технологические процессы разборкисборки кузова, кабины платформы. Характеристики и порядок использования специального инструмента, приспособлений и оборудования. Назначение и содержание каталога деталей. Правила техники безопасности и охраны труда в профессиональной деятельности П.23 Практический опыт: Проведение технических измерений с применением соответствующего инструмента и оборудования У.23 Умения: Выполнять метрологическую поверку средств измерений. Производить замеры деталей и параметров кузова с применением контрольноизмерительных приборов, оборудования и инструментов З.23 Знания: Средства метрологии, стандартизации и сЗертификации. Устройство и конструктивные особенности кузовов и кабин автомобилей. Технологические требования к контролю деталей и состоянию кузовов. Порядок работы и использования контрольно-измерительного оборудования приборов и инструментов П. 24 Практический опыт: Восстановление деталей, узлов и кузова автомобиля У.24 Умения: Снимать и устанавливать узлы и детали узлы и кузова автомобиля. Определять неисправности и объем работ по их устранению. Определять способы и средства ремонта. Применять оборудование для ремонта кузова и его деталей. Выбирать и использовать специальный инструмент и приспособления З. 24 Знания: Основные неисправности кузова автомобиля. Способы и средства ремонта и восстановления кузовов, кабин и его деталей. Технологические процессы разборки-сборки кузова автомобиля и его восстановления. Характеристики и порядок использования специального инструмента, приспособлений и оборудования. Требования к контролю деталей 14 П.25 Практический опыт: Окраска кузова и деталей кузова автомобиля У.25 Умения: Определять основные свойства лакокрасочных материалов по маркам. Выбирать лакокрасочные материалы на основе анализа их свойств, для конкретного применения. Использовать оборудование для окраски кузова автомобиля. Определять дефекты лакокрасочного покрытия и объем работ по их устранению. Определять способы и средства ремонта. Применять оборудование для окраски кузова и его деталей. Выбирать и использовать оборудование, инструменты и материалы для технологических операций окраски кузова автомобиля З.25 Знания: Основные дефекты лакокрасочного покрытия кузовов автомобилей. Способы ремонта и восстановления лакокрасочного покрытия кузова и его деталей. Специальные технологии окраски. Оборудование и материалы для ремонта. Характеристики лакокрасочных покрытий автомобильных кузовов. Области применения материалов. Технологические процессы окраски кузова автомобиля. Характеристики и порядок использования специального оборудования для окраски. Требования к контролю лакокрасочного покрытия П.26 Практический опыт: Регулировка и контроль качества ремонта кузовов и кабин У.26 Умения: Регулировать установку элементов кузовов и кабин в соответствии с технологической документацией. Проводить проверку узлов. Проводить проверку размеров. Проводить качество лакокрасочного покрытия З.26 Знания: Основные неисправности кузова автомобиля. Способы и средства ремонта и восстановления кузовов, кабин и их деталей. Технологические процессы разборки-сборки кузова автомобиля и его восстановления. Характеристики и порядок использования специального инструмента, приспособлений и оборудования. Требования к контролю деталей Вариативная часть: Уметь: У.27 Производить дефектовку узлов, агрегатов и механических систем автотранспортных средств; У.28 Использовать специальные приспособления для поиска неисправностей в узлах, агрегатах и механических системах автотранспортных средств; У.29 Измерять размеры деталей, узлов, агрегатов и механических систем автотранспортных средств; У.30 Настраивать стенды для проведения тестирования узлов, агрегатов и механизмов автотранспортных средств; У.31 Вводить в систему управления стендом значения контролируемых параметров; 15 У.32 Анализировать полученные результаты тестирования узлов, агрегатов и механических систем автотранспортных средств; У.33 Пользоваться справочными материалами и технической документацией по ТО и ремонту автотранспортных средств З.28 Технические и эксплуатационные характеристики автотранспортных Знать: средств; З.29 Номенклатуру запчастей и материалов, применяемых в узлах, агрегатах и механических системах автотранспортных средств; З.30 Назначение, устройство и правила применения ручного слесарномонтажного, пневматического и электрического инструмента, универсальных и специальных приспособлений; З.31 Технологию проведения слесарных работ; З.32 Устройство, принцип действия контрольно-измерительных инструментов, методы и технологию проведения контрольноизмерительных операций; З.33 Устройство и принцип действия испытательных стендов узлов, агрегатов и систем автотранспортных средств; З.34 Инструкции по эксплуатации стенового оборудования; З.35 Наименование, маркировки технических жидкостей, смазок, моющих составов, горюче-смазочных материалов и правила их применения и взаимозаменяемости, в том числе в зависимости от сезона Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности Соблюдающий в своей профессиональной деятельности этические принципы: честности, независимости, профессионального скептицизма, противодействия коррупции и экстремизму, обладающий системным мышлением и умением принимать решение в условиях риска и неопределенности ЛР 16 Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: проектно мыслящий, эффективно взаимодействующий с членами команды и сотрудничающий с другими людьми, осознанно выполняющий профессиональные требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, нацеленный на достижение поставленных целей; демонстрирующий профессиональную жизнестойкость ЛР 17 Открытый к текущим и перспективным изменениям в мире труда и профессий ЛР 18 Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные субъектом Российской Федерации Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. (в ред. Приказа Министерства Просвещения России от 17.12.2020 N 747) ЛР 19 Активно применяющий полученные знания на практике ЛР 20 16 Способный анализировать производственную ситуацию, быстро принимать решения ЛР 21 Проявление терпимости и уважения к обычаям и традициям народов России и других государств, способности к межнациональному и межконфессиональному согласию ЛР 22 Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные ключевыми работодателями Соблюдающий профессиональную этику, т.е. проявлять доброжелательность и радушие, сохранять сдержанность и тактичность, выглядеть внешне привлекательно, демонстрировать культуру речевого общения, соблюдать принятые в обществе устойчивые формы обращения ЛР 23 Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные субъектами образовательного процесса Демонстрирующий социально и профессионально значимые качества личности: трудолюбие, ответственность, стрессоустойчивость, внимание к деталям. ЛР 24 1.3. Количество часов, отводимое на освоение профессионального модуля Всего часов: 466 часов, из них: на освоение МДК – 214*часа на практики: учебную - 108 часов производственную - 144 часов Консультаций - 15 Квалификационный экзамен- 6 часов * в том числе вариативной части в объеме 107 часов ИТОГО 487 Часов с с самостоятельной работе и квалификационным Экзаменом 17 2. Структура и содержание учебной производственной практики профессионального модуля 2.1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПМ.03. ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ Код и наименование тем производственной практики АВТОМОБИЛЕЙ Содержание производственной практики (виды работ) ПП. 03 Производственная практика.ПМ.03. ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ АВТОМОБИЛЕЙ ПК 3.1 – ПК 3.5. ОК 01-ОК. 09 ЛР.13-ЛР.19 Виды работ 1. Составление заявок на запасные части и материалы 2. Ремонт деталей слесарными методами. 3. Текущий ремонт механизмов, узлов и систем автомобильных двигателей. 4. Текущий ремонт узлов и элементов электрооборудования. 5. Текущий ремонт узлов и механизмов трансмиссии. 6. Текущий ремонт ходовой части автомобиля. 7. Текущий ремонт механизмов управления и тормозной системы. 8. Выполнение работ по замене и ремонту отдельных узлов и деталей кузова автомобиля. 9. Окраска деталей кузова автомобиля. Текущий ремонт элементов и систем дополнительного оборудования Дифференцированный зачет * Дифференцированный зачет *проводится за счет часов темы 9 18 Объем часов 144 6 12 36 12 18 12 24 12 6 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ПРОИЗВЛДСТВЕННОЙ ПРИКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 3.1. Для реализации программы производственной практики профессионального модуля предусмотрены следующие специальные помещения: техническими средствами обучения: - мультимедийная система (экспозиционный экран, мультимедийный проектор, акустическая система, принтер, сканер, компьютер с лицензионным программным обеспечением общего и профессионального назначения). Лаборатории: «Ремонт двигателей»; «Ремонт трансмиссий, ходовой части и механизмов управления», оснащенные оборудованием: Лаборатория ремонта двигателей • рабочее место преподавателя, • рабочие места обучающихся, • мультимедийная система (экспозиционный экран, мультимедийный проектор, акустическая система, принтер, сканер, компьютер с лицензионным программным обеспечением общего и профессионального назначения), • двигатели внутреннего сгорания, • стенд для позиционной работы с двигателем, • наборы слесарных инструментов, • набор контрольно-измерительного инструмента. Лаборатория ремонта трансмиссий, ходовой части и механизмов управления • верстаки с тисками (по количеству рабочих мест), • стеллажи, • стенды для позиционной работы с агрегатами, • агрегаты и механизмы шасси автомобиля, • наборы слесарных и измерительных инструментов, • макеты агрегатов автомобиля в разрезе Мастерские: «Ремонт электрооборудования», «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей», «Слесарно-механическая». По ремонту и обслуживанию автомобилей с участками (или постами): 19 - мойка • расходные материалы для мойки автомобилей (шампунь для бесконтактной мойки автомобилей, средство для удаления жировых и битумных пятен, средство для мытья стекол, полироль для интерьера автомобиля), • микрофибра, • пылесос, • водосгон, • моечный аппарат высокого давления с пеногенератором - слесарно-механический • оборудование для замены эксплуатационных жидкостей (бочка для слива и откачки масла, аппарат для замены тормозной жидкости, масляный нагнетатель), • трансмиссионная стойка, • набор инструментов (гайковерт пневматический, набор торцевых головок, набор накидных/рожковых ключей, набор отверток, набор шестигранников, динамометрические ключи, молоток, набор выколоток, плоскогубцы, кусачки), • переносная лампа, • приточно-вытяжная вентиляция, • вытяжка для отработавших газов, • комплект демонтажно-монтажного инструмента и приспособлений (набор приспособлений для вдавливания тормозных суппортов, съемник универсальный, съемник масляных фильтров, струбцина для стяжки пружин), • набор контрольно-измерительного инструмента; (прибор для регулировки света фар, компрессометр, прибор для измерения давления масла, прибор для измерения давления в топливной системе, штангенциркуль, микрометр, нутромер, набор щупов), • верстаки с тисками, • пневмолиния (шланги с быстросъемным соединением), • компрессор, • подкатной домкрат - диагностический • диагностическое оборудование (система компьютерной диагностики с необходимым программным обеспечением; сканер, диагностическая стойка, мультиметр, осциллограф, компрессометр, люфтомер, эндоскоп, стетоскоп, газоанализатор, пуско-зарядное устройство, вилка нагрузочная, лампа 20 ультрафиолетовая, аппарат для заправки и проверки давления системы кондиционера, термометр), • набор инструментов (гайковерт пневматический, набор торцевых головок, набор накидных/рожковых ключей, набор отверток, набор шестигранников, динамометрические ключи, молоток, набор выколоток, плоскогубцы, кусачки), - кузовной • стапель, • тумба инструментальная (гайковерт пневматический, набор торцевых головок, набор накидных/рожковых ключей, набор отверток, набор шестигранников, динамометрические ключи, молоток, набор выколоток, плоскогубцы, кусачки), • набор инструмента для разборки деталей интерьера, • набор инструмента для демонтажа и вклейки вклеиваемых стекол, • сварочное оборудование (сварочный полуавтомат, сварочный инвертор, экраны защитные, расходные материалы: сварочная проволока, электроды, баллон со сварочной смесью), • отрезной инструмент (пневматическая болгарка, ножовка по металлу, пневмоотбойник), • гидравлические растяжки, • измерительная система геометрии кузова (линейка шаблонная, толщиномер), • споттер, • набор инструмента для рихтовки (молотки, поддержки, набор монтажных лопаток, рихтовочные пилы), • набор струбцин, • набор инструментов для нанесения шпатлевки (шпатели, расходные материалы: шпатлёвка, отвердитель), • шлифовальный инструмент (пневматическая угло-шлифовальная машинка, эксцентриковая шлифовальная машинка, кузовной рубанок) - окрасочный • пост подбора краски (микс-машина, рабочий стол, колор-боксы, весы электронные), • пост подготовки автомобиля к окраске, • шлифовальный инструмент ручной и электрический (эксцентриковые шлифовальные машины, рубанки шлифовальные), • краскопульты (краскопульты для нанесения грунтовок, базы и лака), 21 • расходные материалы для подготовки и окраски автомобилей (скотч малярный и контурный, пленка маскировочная, грунтовка, краска, лак, растворитель, салфетки безворсовые, материал шлифовальный), • окрасочная камера - агрегатный • мойка агрегатов, • комплект демонтажно-монтажного инструмента и приспособлений (съемник универсальный 2/3 лапы, съемник масляных фильтров, приспособление для снятия клапанов), • верстаки с тисками, • пресс гидравлический, • набор контрольно-измерительного инструмента (штангенциркуль, микрометр, нутромер, набор щупов), • набор инструментов (гайковерт пневматический, набор торцевых головок, набор накидных/рожковых ключей, набор отверток, набор шестигранников, динамометрические ключи, молоток, набор выколоток, плоскогубцы, кусачки), • пневмолиния, • пистолет продувочный, • стенд для позиционной работы с агрегатами, • плита для притирки ГБЦ, • масленка, • оправки для поршневых колец, • переносная лампа, • вытяжка местная, • приточно-вытяжная вентиляция, • поддон для технических жидкостей, • стеллажи. Производственная практика проводится в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся. Места производственной практики обеспечивают выполнение видов профессиональной деятельности, предусмотренных программой, с использованием современных технологий, материалов и оборудования под руководством высококвалифицированных специалистов-наставников. Оборудование и техническое оснащение рабочих мест производственной практики на предприятиях соответствует содержанию деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. 22 Общее оснащение рабочих мест обучающихся для демонстрации компетенций в рамках модуля: • автомобиль; • подъемник; • пневмолиния или компрессор; • подкатной домкрат; • оборудование для замены эксплуатационных жидкостей; • трансмиссионная стойка; • инструментальная тележка с набором инструмента; • переносная лампа; • приточно-вытяжная вентиляция; • вытяжка для отработавших газов; • комплект демонтажно-монтажного инструмента и приспособлений; • набор контрольно-измерительного инструмента; • верстаки с тисками; • шиномонтажный станок; • балансировочный стенд; • стенд для регулировки углов установки колес; • оборудование и инструмент для кузовного ремонта (стапель, тумба инструментальная, набор инструмента для разборки деталей интерьера, набор инструмента для демонтажа вклеиваемых стекол, сварочное оборудование, отрезной инструмент, гидравлические растяжки, измерительная система геометрии кузова, толщиномер, набор щупов для замера зазоров, споттер, набор инструмента для рихтовки; набор струбцин, набор инструмента для вклейки стекол, набор инструментов для нанесения шпатлевки, шлифовальный инструмент). 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации имеет печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе. 3.2.1. Печатные издания Основные источники (печатные): 1. Виноградов, В.М. Технологические процессы ремонта автомобилей/ В.М.Виноградов. - М: Издательский центр «Академия», 2018. - 432с.; 2. Епифанов, Л.И. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей/ Л.И. Епифанов. — М: Форум, ИНФРА-М, 2018. — 352 с.; 23 3. Карагодин В.И. Ремонт автомобилей и двигателей. СПО/ В. И. Карагодин. – М: ОИЦ «Академия», 2018 – 495с.; 4. Кузнецов, А.С. Слесарь по ремонту автомобилей (моторист). НПО/ А.С. Кузнецов. — М: ИЦ Академия, 2018. —304 с.; 5. Петросов, В.В. Ремонт автомобилей и двигателей/ В.В. Петросов. М: ИЦ «Академия», 2018. - 224с. 6. Покровский, Б.С. Основы слесарного дела/ Б.С. Покровский. - М.: ИЦ «Академия», 2018. - 320с. 7.Пузанков, А. Г. Автомобили. Устройство и техническое обслуживание: учебник для СПО/ А. Г. Пузанков. - М: ИЦ «Академия», 2018. -640с.; 8. Селифонов, В.В. Устройство, техническое обслуживание грузовых автомобилей/ В.В. Селифонов, М.К. Бирюков. - М: ИЦ «Академия», 2018. – 400 с. 9. Слон, Ю.М. Автомеханик. СПО. - М: Феникс, 2018. - 350 с. 3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы) http://instrukciy.narod.ru http://www.elektronik-chel.ru http://www.skyflex.air.ru http://www.turner.narod.ru http://www.adonata.ru http://www.modern-machines.com http://www.twirpx.com http://www.knuth.de http://www.fi-com.ru http://www.bibliotekar.ru http://www.kovka-stanki.ru http://www.ru.wikipedia.org http://www.aspar.com.ua http://www.weldzone.info 3.2.3. Дополнительные источники: 1. Доронкин В.Г. Ремонт автомобильных кузовов. Окраска/В.Г. Дронкин. М: Издательский центр «Академия», 2017. - 64с. 2. Кузнецов А.С. Ремонт двигателя внутреннего сгорания/А.С. Кузнецов. М: Издательский центр «Академия», 2017. - 64с. 24 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Код и наименование профессиональных компетенций, формируемых в рамках модуля ПК 3.1. Производить текущий ремонт автомобильных двигателей ПК 3.2. Производить текущий ремонт узлов и элементов электрических и электронных систем автомобилей Критерии оценки Методы оценки Знания: Технологические процессы разборки-сборки двигателя, его узлов, механизмов и систем. Технологические требования к контролю деталей и систем Текущий контроль: Устный опрос на уроке теоретического обучения Тестирование Оценка результатов выполнения тестовых заданий; Промежуточная аттестация: экзамен по междисциплинарным курсам Снятие, установка и замена узлов и механизмов автомобильного двигателя в соответствии с техническим заданием. Проведение замеров деталей и параметров двигателя. Разбирать, собирать узлы двигателя и устранять неисправности. Ремонтировать системы, механизмов и деталей двигателя, в том числе осуществлять замену неисправных узлов и деталей. Регулировка механизмов двигателя и систем в соответствии с технологической документацией. Текущий контроль: Экспертное наблюдение и оценка результатов выполнения производственной практик; Дневник-отчет о прохождении производственной практики, аттестационные листы по результатам производственной практики. Промежуточная аттестация: Экзамен (квалификационный) Текущий контроль: Промежуточная аттестация: экзамен по междисциплинарным курсам Знания: Технологические процессы разборки-сборки электрооборудования, узлов и элементов электрических и электронных систем. Основные неисправности элементов и узлов электрических и электронных систем, причины и способы устранения. Способы ремонта узлов и элементов электрических и электронных систем 25 Снятие, установка и замена узлов и элементов электрических и электронных систем Разборка и сборка основных узлов электрооборудования. Определение неисправностей и объем работ по их устранению. Определение способов и средств ремонта.странение выявленных неисправностей. Регулировка, испытание узлов и элементов электрических и электронных систем. ПК 3.3. Производить текущий ремонт автомобильных трансмиссий ПК 3.4. Производить текущий ремонт ходовой части и механизмов управления автомобилей Знания: Технологические процессы разборки-сборки автомобильных трансмиссий. Определение способов и средств ремонта. Технологические процессы разборки-сборки узлов и систем автомобильных трансмиссий. Технические условия на регулировку и испытания автомобильных трансмиссий, узлов трансмиссии Умения: Снятие, установка и замена узлов и механизмов автомобильных трансмиссий. Проведение замеров износов деталей трансмиссий. Разбирать и собирать механизмы и узлы трансмиссий в ходе ремонта. Определение неисправности и объема работ по их устранению. Регулировка механизмов трансмиссий в соответствии с технологической документацией Знания: Технологические процессы снятия и установки разборки-сборки узлов и механизмов ходовой части и систем управления автомобилей. Технологические требования к контролю деталей, состоянию узлов систем и параметрам систем управления автомобиля и ходовой части. Способы ремонта и восстановления узлов и деталей ходовой части, систем управления и их узлов. Технология выполнения 26 Текущий контроль: Экспертное наблюдение и оценка результатов выполнения заданий во время производственной практик; Дневник-отчет о прохождении производственной практики, аттестационные листы по результатам производственной практики. Промежуточная аттестация: Экзамен (квалификационный) Текущий контроль: Промежуточная аттестация: экзамен по междисциплинарным курсам Текущий контроль: Экспертное наблюдение и оценка результатов производственной практик; Дневник-отчет о прохождении производственной практики, аттестационные листы по результатам производственной практики. Промежуточная аттестация: Экзамен (квалификационный) Текущий контроль: Промежуточная аттестация: Квалификационный экзамен по ПМ.03 регулировок узлов ходовой части и контроль технического состояния систем управления автомобилей Умения: Снятие, установка и замена узлов и механизмов ходовой части и систем управления автомобилей. Проведение технических измерений. Ремонт узлов и механизмов ходовой части и систем управления автомобилей, с заменой изношенных деталей и узлов. Регулировка, испытание узлов и механизмов ходовой части и систем управления автомобилей ПК 3.5. Производить ремонт и окраску кузовов Знания: Технологические процессы разборки-сборки кузова, кабины, платформы. Способы ремонта и восстановления кузова и его деталей. Технологические процессы окраски кузова автомобиля. Требования к контролю лакокрасочного покрытия. Умения: Снятие, установка и замена элементов кузова, кабины, платформы. Восстановление деталей, узлов и элементов кузова автомобиля. Окраска кузова и деталей кузова автомобиля. Замена деталей. Контроль качества ремонта кузова. Использовать оборудование для окраски кузова автомобиля. Проверять качество лакокрасочного покрытия. ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам; ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и Текущий контроль: Экспертное наблюдение и оценка результатов производственной практики; Дневник-отчет о прохождении производственной практики, аттестационные листы по результатам производственной практики. Промежуточная аттестация: Экзамен (квалификационный) Текущий контроль:; Квалификационный экзамен по ПМ.03 Текущий контроль: Экспертное наблюдение производственной практики; Дневник-отчет о прохождении производственной практики, аттестационные листы по результатам производственной практики. Промежуточная аттестация: Экзамен (квалификационный) − обоснованность постановки цели, выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач; - адекватная оценка и самооценка эффективности и качества выполнения профессиональных задач - использование различных источников, включая электронные ресурсы, медиа ресурсы, Интернетресурсы, периодические издания по профессии для 27 информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности; решения профессиональных задач ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях; - демонстрация ответственности за принятые решения - обоснованность самоанализа и коррекция результатов собственной работы; ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде; - взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения, с руководителями учебной и производственной практик; - обоснованность анализа работы членов команды (подчиненных) -грамотность устной и письменной речи, - ясность формулирования и изложения мыслей ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста; ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения; - соблюдение норм поведения во время учебных занятий и прохождения учебной и производственной практик, 28 Интерпретация результатов наблюдения за деятельностью обучающихся в процессе освоения производственной практики Экспертное наблюдение и оценка по производственной практике. Дневник-отчет по производственной практике. Аттестационный лист по результатам прохождения производственной практике ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях - эффективность выполнения правил ТБ во время учебных занятий, при прохождении учебной и производственной практик; - знание и использование ресурсосберегающих технологий ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности; - эффективность использования средств физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности; ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках - эффективность использования информационнокоммуникационных технологий в профессиональной деятельности согласно формируемым умениям и получаемому практическому опыту; на государственном и иностранном языках. Эффективность использования в профессиональной деятельности необходимой технической документации, в том числе на английском языке. 29 Интерпретация результатов наблюдения за деятельностью обучающихся в процессе освоения производственной практики Экспертное наблюдение и оценка по производственной практике. Дневник-отчет по производственной практике. Аттестационный лист по результатам прохождения производственной практике