ООД 11 биология 23.01.17

СОДЕРЖАНИЕ

№№
п/п
1
2
3
4

Наименование

страницы

Общая характеристика рабочей программы
общеобразовательной дисциплины«Биология»
Структура и содержание общеобразовательной
дисциплины .....................................................................

4

Условия реализации программы
общеобразовательной дисциплин
Контроль и оценка результатов освоения
общеобразовательной дисциплины ...............................

3

10
19
21

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ«БИОЛОГИЯ»
1.1. МестодисциплинывструктуреобразовательнойпрограммыСПО
Общеобразовательная дисциплина «Биология» изучается на базовом
уровне

в

общеобразовательном

профессиональной

цикле

образовательной

учебного

плана

программы

основной

укрупненных

групп

специальностей/профессий-23.00.00.
Трудоемкость дисциплины «Биология» на базовом уровне составляет
72

часа,

из

которых

ориентированное
составляющую

12

часов

содержание,
по

включает

профессионально-

усиливающее

конкретной

профессии

профессиональную

или

специальности

в

зависимости от ФГОС СПО профессии/специальности.
Профессионально-ориентированное
прикладном

модуле

(раздел

5

содержание

"Биология

в

реализуется

жизни")

для

в

всех

профессий/специальностей на материале кейсов, связанных с анализом
информации

о

развитии

и

применении

биотехнологийпоотраслямбудущейпрофессиональнойдеятельностиобучающ
ихся.

Крометого,профессионально-

ориентированноесодержаниеучитываетсявразделе4

"Экология"

при

выполнении лабораторных и практических работ, связанных с будущей
профессиональной деятельностьюобучающихся.

4

1.3. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
Цель: формирование у студентов представления о структурно-функциональной
организации живых систем разного ранга как основы принятия решений в отношении
объектов живой природы и в производственных ситуациях.
Задачи:
1) сформироватьпониманиестроения,многообразияиособенностейживых систем
разного уровня организации, закономерностей протекания биологических процессов и
явлений в окружающей среде, целостной научной картины мира, взаимосвязи и
взаимозависимости естественныхнаук;
2) развитьуменияопределятьживыеобъектывприроде;проводитьнаблюдения
за экосистемами для выявления естественных и антропогенных изменений,
интерпретировать результаты наблюдений,
3) сформировать навыки проведения простейшихбиологических
экспериментальных исследований с соблюдением правил безопасного обращения с
объектами и оборудованием;
4) развить умения использовать информацию биологического характераиз
различных источников;
5) сформировать умения прогнозировать последствия своей деятельности по
меры
отношениюкокружающейсреде,собственномуздоровью;обосновыватьисоблюдать
профилактикизаболеваний.
6) сформировать понимание значимости достижений биологической наукии
технологий в практической деятельности человека, развитии современных
медицинских технологий и агробиотехнологий.

5

1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Код и наименование
Планируемые результаты освоения дисциплины
формируемых
Общие1
Дисциплинарные2
компетенций
ОК 01.
Выбирать способы
решениязадач
профессиональной
деятельности
применительно к
различным
контекстам

сформированность знаний о месте и роли биологии в
В части трудового воспитания:
- готовность
к труду, осознание
ценности мастерства, системе научного знания; функциональной грамотности
трудолюбие;
человека для решения жизненных проблем;
- готовность к активной деятельности технологической и сформированностьумения
раскрывать содержание
социальной направленности, способность инициировать, основополагающихбиологических терминов и понятий:
планировать и самостоятельно выполнять такую
жизнь, клетка, ткань, орган, организм, вид,популяция,
деятельность;
экосистема, биоценоз, биосфера; метаболизм (обмен
интерес к различным сферам профессиональной веществ
и
превращение
энергии),
гомеостаз
деятельности,
(саморегуляция),биосинтезбелка,структурнаяорганизация
Овладение универсальнымиучебными познавательными живых
систем,
дискретность,
саморегуляция,
действиями:
самовоспроизведение
(репродукция), наследственност
а) базовые логические действия:
изменчивость,
энергозависимость, рост и развитие,
самостоятельно формулировать и актуализировать уровневая организация;
проблему, рассматривать ее всесторонне;
сформированность умения раскрывать содержание
- устанавливать существенный признак или основания для основополагающих биологических теорий и гипотез:
- сравнения, классификации и обобщения; определять клеточной, хромосомной, мутационной, эволюционной,
цели деятельности, задавать параметры и критерии происхождения
жизни
и
человека;
ихдостижения;
сформированностьуменияраскрыватьосновополагающие
выявлять
закономерности
и
противоречия
в биологические законы и закономерности (Г. Менделя, Т.
рассматриваемых явлениях;
Моргана,Н.И.Вавилова,Э.Геккеля,Ф.Мюллера,К.Бэра), границы
вносить коррективы в деятельность, оценивать их применимости к живымсистемам;
соответствие результатов целям, оценивать риски приобретение опыта применения основных методов научного
последствийдеятельности;
познания,
используемых
в
биологии:
наблюдения
и
- развивать креативное мышление при решении жизненных описанияживыхсистем,процессовиявлений;организации
и
проблем
проведения биологического эксперимента, выдвижения гипотез,
6) базовые исследовательские действия:
выявления зависимости между исследуемыми величинами,
- владеть навыками учебно-исследовательской и проектной объяснения полученных результатов и формулирования выводов
деятельности, навыками разрешенияпроблем;
с использованием научных понятий, теорий изаконов;
- выявлять причинно-следственные связи и актуализировать сформированность умения выделять существенные признаки
6

ОК 02. Использовать
современные

задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы вирусов, клеток прокариот и эукариот; одноклеточных и
для доказательства своих утверждений, задавать параметры и многоклеточных организмов, видов, биогеоценозов и экосистем;
критериирешения;
особенности процессов обмена веществ и превращения энергии в
- анализировать полученные в ходе решения задачи клетке, фотосинтеза, пластического и энергетического обмена,
результаты, критически оценивать их достоверность, хемосинтеза,
прогнозировать изменение в новыхусловиях;
митоза,мейоза,оплодотворения,развитияиразмножения,
-уметьпереноситьзнаниявпознавательнуюипрактическую
индивидуальногоразвитияорганизма(онтогенеза),борьбы
за
областижизнедеятельности;
существование,
естественного
отбора,
видообразования,
- уметь интегрировать знания из разных предметных приспособленностиорганизмовксредеобитания,влияния
областей;
компонентов
экосистем,
антропогенных
изменений
в
- выдвигать новые идеи,предлагать оригинальные подходы и экосистемах своей местности, круговорота веществ и
решения;
превращение энергии вбиосфере;
способность их использования в познавательной и
сформированность умения решать биологические задачи,
социальнойпрактике
составлятьгенотипическиесхемыскрещиваниядляразных типов
наследования признаков у организмов, составлять схемы
переноса веществ и энергии в экосистемах(цепи
питания, пищевыесети)
сформированность умений
критически
оценивать
В области ценности научного познания:
- сформированность мировоззрения, соответствующего
информацию биологического содержания, включающую
современному уровню развития науки и общественной псевдонаучныезнанияизразличныхисточников(средства
практики, основанного на диалоге культур, способствующего массовой
информации,
научно-популярные
материалы);
осознанию своего места в поликультурном мире;
интерпретировать
этические
аспекты
современных
-совершенствованиеязыковойичитательскойкультурыкак
исследований в биологии, медицине,биотехнологии;
средства взаимодействия между людьми и познания мира;
рассматривать глобальные экологические проблемы
- осознание ценности научной деятельности, готовность
современности, формировать по отношению к ним
осуществлять проектную и исследовательскую деятельность
собственную позицию;
индивидуально и в группе;
сформированность умений
создавать
собственные
Овладение универсальнымиучебными познавательными
письменные и устные сообщения на основе биологической
действиями:
информации из нескольких источников, грамотно
использовать понятийный аппарат биологии
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения информации из источников
разныхтипов,самостоятельноосуществлятьпоиск,анализ,
систематизацию и интерпретацию информации различных
видов и форм представления;
7

- создавать тексты в различных форматах с учетом
назначения информации и целевой аудитории, выбирая
оптимальную форму представления и визуализации;
- оценивать достоверность, легитимность информации, ее
соответствие правовым и морально-этическим нормам;
использовать
средства
информационных
и
коммуникационных технологий в решении когнитивных,
коммуникативныхиорганизационныхзадачссоблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения,правовых
и этических норм,норм
информационной безопасности;
- владеть навыками распознавания и защиты информации,
информационной безопасности личности
ОК 04. Эффективно - готовность к саморазвитию, самостоятельности и
взаимодействовать
самоопределению;
И
работать
в -овладение навыками учебно-исследовательской, проектной
коллективе
и
и социальной деятельности;
команде
Овладение
универсальными
коммуникативными действиями:
6) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы;
- принимать цели совместной деятельности, организовывать
Икоординироватьдействияпоеедостижению:составлять
план действий, распределять роли с учетом мнений
участников обсуждать результаты совместной работы;
-координироватьивыполнятьработувусловияхреального,
виртуального и комбинированноговзаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое поведениев
различных ситуациях, проявлять творчество и воображение,
бытьинициативным

приобретение опыта применения основных методов
научного познания, используемых в биологии: наблюдения и
описанияживыхсистем,процессовиявлений;организации и
проведения биологического эксперимента, выдвижения
гипотез, выявления зависимости между исследуемыми
величинами, объяснения полученных результатов и
формулирования выводов с использованием научных
понятий, теорий изаконов

8

Овладение универсальными регулятивными действиями:
г) принятие себя и других людей:
-приниматьмотивыиаргументыдругихлюдейприанализе
результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей на ошибки;
- развивать способность понимать мир с позиции другого
человека
ок 07.
В области экологического воспитания:
_ сформированность экологической культуры, понимание сформированность умения применять полученные знания
Содействовать
для объяснения биологических процессов и явлений, для
влияниясоциально-экономическихпроцессовнасостояние
сохранению
принятия практических решений в повседневной жизни с
природной
и
социальной
среды,
осознаниеглобального
окружающей среды,
целью обеспечения безопасности своего здоровья и
ресурсосбережению характера экологических проблем;
планирование
и
осуществление
действий
в
окружающей
здоровья окружающих людей, соблюдения здоровогообраза
, применять Знания
среде на основе знания целей устойчивого развития жизни, норм грамотного поведения в окружающей
об изменении
природной среде; понимание необходимости использования
климата, принципы человечества;
активное
неприятие действий, приносящих вред достижений современной биологии и биотехнологий для
бережливого
окружающейсреде;
производства,
рационального природопользования
- умение прогнозировать неблагоприятные экологические
эффективно
последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;
действоватьв
расширение опыта деятельности
экологической
чрезвычайных
ситуациях
направленности;
- овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и
социальной деятельности
1
Указываются личностные и метапредметные результаты из ФГОС СОО (в последней редакции от 12.08.2022), формируемые общеобразовательной
дисциплиной
2
Дисциплинарные (предметные) результаты указываются в соответствии с ФГОС СОО (в последней редакции от 12.08.2022)
4.1.
Профессиональные компетенции23.01.17
ПК 1.1.Определять техническое состояние автомобильных двигателей
ПК 1.2. Определять техническое состояние электрических и электронных систем автомобилей
ПК 1.3. Определять техническое состояние автомобильных трансмиссий
ПК 1.4.Определять техническое состояние ходовой части и механизмов управления автомобилей
ПК 1.5. Выявлять дефекты кузовов, кабин и платформ
9

2. СТРУКТУРАИСОДЕРЖАНИЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем дисциплины и виды учебнойработы
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы дисциплины

72

Вт.ч.

Основное содержание

72

вт.ч.:
теоретическое обучение

40

Вт.ч.профессионально-ориентированноесодержание

2

практические занятия

20

в т.ч. профессионально-ориентированное содержание

8

лабораторные занятия

4

в т.ч. профессионально-ориентированное содержание

2

Контрольная работа

б

Промежуточная аттестация (зачет)

2
семестры
1

2

34

38

3

4

2.2. Распределение учебной нагрузки по семестрам обучения
№
раздела,
темы

Наименование разделов и тем

1 семестр -34 часа

Всег
о
часо
в

18 10

Раздел 1. Основы строения вещества
1.1.
1.2
1.3
1.4
1.5

Тема 1.1. Биология как наука. Общая
характеристика жизни
Тема 1.2. Структурно- функциональна я
организация клеток
Тема 1.3.Структурно- функциональны е факторы
наследственности
Тема 1.4. Обмен веществ и превращение энергии
в клетке
Тема 1.5. Жизненный цикл клетки. Митоз. Мейоз

Контрольная работа Молекулярный уровень
организацииживого
Раздел 2. Строение и функции организма
КР
№ 1,2

10

Тео
рия

2

2

6

2

4

2

2

2

2

2

В том числе

ЛЗ ПЗ КР ДЗ

2

4

2

2
2

2
20

2

2
12

6

2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
КР
№ 3,4

Тема2.1. Строение организма
Тема 2.2. Формы размножения организмов
Тема 2..3. Онтогенез растений, животных и
человека
Тема 2.4. Закономерности наследования
Тема 2.5. Сцепленное наследование признаков

2
2
2

2
2
2

4
4

2
2

2
2

Тема 2.6. Закономерности изменчивости
Контрольная работа
Строение и функции организма

4
2

2

2

2

Раздел 3. Теория эволюции
6 6
Тема 3.1. История эволюционного учения.
2
2
Микроэволюция
3.2
Тема 3.2. Макроэволюция
2
2
Возникновение и развитие жизни наЗемле
Тема 3.3. Происхождение человека - антропогенез
3.3
2
2
Раздел 4. Экология
18 10
2 4
2
Тема 4.1 Экологические факторы и среды жизни
2
2
Тема 4.2. Популяция, сообщества,
4
2
2
экосистемы
Тема 4.3. Биосфера - глобальная экологическая
2
2
система
Тема 4.4. Влияние антропогенных факторов на 4
2
2
биосферу
Тема 4.5. Влияние социально- экологических
4
2
2
факторов на здоровье человека
КР 5,6
Теоретические аспекты экологии
2
2
Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
Раздел 5. Биология вжизни
8 2
6
Тема5.1. Биотехнологии в жизни каждого
4
2
2
Тема 5.2.1. Биотехнологии в промышленности
4
4
Промежуточная
2
аттестация по дисциплине Дифференцированный
зачет
72 40 4
20 6
ПЗ – практические занятия, КР – контрольные работы, ЛР.лабораторные работы
3.1

2

11
11

2.2. Тематический план и содержаниедисциплины
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное}, лабораторные и
практические занятия, прикладной модуль (при наличии)

2
1
Раздел 1. Клетка - структурно-функциональная единица живого
Тема 1.1.
Основное содержание
Биология как
Теоретическое обучение:
наука. Общая
Современные отрасли биологических знаний. Связь биологии с другими науками: биохимия, биофизика,
характеристика
бионика, геногеография и др. Роль и место биологии в формировании современной научной картины
жизни
мира. Уровни организации живой материи. Общая характеристика жизни, свойства живых систем.
Химическийсоставклеток
Тема 1.2.
Основное содержание
СтруктурноТеоретическое обучение:
функциональна
Клеточнаятеория(Т.Шванн,М.Шлейден,Р.Вирхов).Основныеположениясовременнойклеточной
я организация
теории. Типы клеточной организации: прокариотический и эукариотический. Одноклеточные и
клеток
многоклеточные организмы. Строение прокариотической клетки. Строение эукариотическойклетки.
Неклеточные формы жизни (вирусы, бактериофаги)
Лабораторные занятия:
Приобретение опыта применения техники микроскопирования при выполнении лабораторных работ:
Лабораторная
1.Лабораторнаяработа«Строениеклетки(растения,животные,грибы)иклеточныевключения
(крахмал,каротиноиды,хлоропласты,хромопласты)»
Подготовка микропрепаратов, наблюдение с помощью микроскопа, выявление различий между
изучаемымиобъектами, формулированиевыводов
Практические занятия:
Вирусные и бактериальные заболевания. Общие принципы использования лекарственных веществ.
Особенности применения антибиотиков. Представление устных сообщений с презентацией,
подготовленных по перечню источников, рекомендованных преподавателем
Тема 1.3.
Основное содержание
СтруктурноТеоретическое обучение:

Объем
часов
3
18
2
2

6

2

Формируемыеко
мпетенции
4

ок2

ОК-1
ОК-2
ОК-4

2

2

4
2

ОК-1
ОК-2
12

функциональны
е факторы
наследственное
ти

Тема 1.4.
Обмен веществ
и превращение
энергии в
клетке
Тема 1.5.
Жизненный
цикл клетки.
Митоз. Мейоз

ХромосомнаятеорияТ.Моргана.Строениехромосом.Хромосомныйнаборклеток,гомологичныеи
негомологичные хромосомы, гаплоидный и диплоидный набор. Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК
нахождениевклетке,ихстроениеифункции.Матричныепроцессывклетке:репликация,биосинтез
белка, репарация. Генетический код и его свойства
Практические занятия:
Решение задач на определение последовательности нуклеотидов, аминокислот в норме и в случае
измененияпоследовательностинуклеотидов ДНК
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Понятие метаболизм. Ассимиляция и диссимиляция - две стороны метаболизма. Типы обмена веществ:
автотрофный и гетеротрофный, аэробный и анаэробный. Пластический обмен. Фотосинтез. Хемосинтез
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Клеточный цикл, его периоды. Митоз, его стадии и происходящие процессы. Биологическое значение
митоза.Мейозиегостадии.Поведениехромосомвмейозе.Кроссинговер.Биологическийсмыслме
йоза
Молекулярныйуровень организацииживого

Контрольная
работа
Раздел 2. Строение и функции организма
Тема2.1.
Основное содержание
Строение
Теоретическое обучение:
организма
Многоклеточные организмы. Взаимосвязь органов и системы органов в многоклеточном организме.
Гомеостаз организма и его поддержание в процессе жизнедеятельности
Тема 2.2.
Основное содержание
Формы
Теоретическое обучение:
размноженияор
Формы размножения организмов. Бесполое и половое размножение. Виды бесполого размножения.
ганизмов
Половое размножение. Гаметогенез у животных. Сперматогенез и оогенез. Строениеполовыхклеток.
Оплодотворение
Тема 2.3.
Основное содержание
Теоретическое обучение:

2

2
2

ОК-2

2
2

ОК-2
ОК-4

2
20
2
2

ОК-2
ОК-4

2
2

ОК-2

2
2

ОК-2
ОК-4

13

Онтогенез
растений,
животных и
человека
Тема 2.4.
Закономерностин
аследования

Индивидуальное развитие организмов. Эмбриогенез и его стадии. Постэмбриональный период. Стадии
постэмбриональногоразвитияуживотныхичеловека.Прямоеинепрямоеразвитие.Биологическое
старение и смерть. Онтогенезрастений

Основное содержание
Теоретическое обучение:
Основныепонятиягенетики.Закономерностиобразованиягамет.ЗаконыГ.Менделя(моногибридноеи
полигибридное скрещивание). Взаимодействиегенов
Практические занятия:
Решениезадачнаопределениевероятностивозникновениянаследственныхпризнаковпримоно-,ди-,
полигибридном и анализирующем скрещивании, составление генотипических схем скрещивания
Тема 2.5.
Основное содержание
Сцепленное
Теоретическое обучение:
наследование
ЗаконыТ.Моргана.Сцепленноенаследованиегенов,нарушениесцепления.Наследованиепризнаков,
признаков
сцепленных с полом
Практические занятия:
Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при сцепленном
наследовании, составление генотипических схем скрещивания
Тема 2.6.
Основное содержание
Закономерностии Теоретическое обучение:
зменчивости
Изменчивость признаков. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Закон
гомологических рядов в наследственной изменчивости (Н.И. Вавилов). Мутационная теория
изменчивости. Виды мутаций и причины их возникновения. Кариотип человека. Наследственные
заболевания человека. Генные и хромосомные болезни человека. Болезни с наследственной
предрасположенностью. Значение медицинской генетики в предотвращении и лечении генетических
заболеваний человека
Практические занятия:
Решение задач на определение типа мутации при передаче наследственных признаков, составление
генотипическихсхемскрещивания
Контрольная
Строение и функцииорганизма
работа
Раздел 3. Теорияэволюции

4
2

ОК-2
ОК-4

2

4
2

ОК-1
ОК-2

2

4
2

ОК-1
ОК-2
ОК-4

2

2
6
14

Тема 3.1.
История
эволюционного
учения.
Микроэволюция

Тема 3.2.
Макроэволюция

Основное содержание
Теоретическое обучение:
Первыеэволюционныеконцепции(Ж.Б.Ламарк,Ж.Л.Бюффон).ЭволюционнаятеорияЧ.Дарвина.
Синтетическая теория эволюции и ее основныеположения.
Микроэволюция. Популяция как элементарная единица эволюции. Генетические основы эволюции.
Элементарные факторы эволюции. Естественный отбор - направляющий фактор эволюции.
Видообразование как результатмикроэволюции

Основное содержание
Теоретическое обучение:
.
Макроэволюция. Формы и основные направления макроэволюции (А.Н. Северцов). Пути достижения
Возникновение
биологического прогресса. Сохранение биоразнообразия на Земле.
и развитие
Гипотезы и теории возникновения жизни на Земле. Появление первых клеток и их эволюция.
жизни наЗемле
Прокариоты и эукариоты. Происхождениемногоклеточныхорганизмов. Возникновениеосновных
царствэукариот
Тема 3.3.
Основное содержание
Происхождениеч Теоретическое обучение:
еловекаАнтропология - наука о человеке. Систематическое положение человека. Сходство и отличия человека
антропогенез
с животными. Основные стадии антропогенеза. Эволюция современногочеловека.
Человеческиерасыиихединство.Времяипутирасселениячеловекапопланете.Приспособленность
человека к разнымусловиямсреды
Раздел 4. Экология
Тема 4.1.
Основное содержание
Экологические
Теоретическое обучение:
факторы и
Средыобитанияорганизмов:водная,наземно-воздушная,почвенная,внутриорганизменная.Физикосреды жизни
химические особенности сред обитания организмов. Приспособления организмов к жизни в разных
средах. Понятие экологического фактора. Классификация экологических факторов. Правиломинимума
Ю. Либиха. Законтолерантности В. Шелфорда
Тема 4.2.
Основное содержание
Популяция,
Теоретическое обучение:
сообщества,
Экологическая характеристика вида и популяции. Экологическая ниша вида. Экологические
экосистемы
характеристики популяции. Сообщества и экосистемы. Биоценоз и его структура. Связимежду

2
2

ОК-2
ОК-4

2
2

ОК-2
ОК-4

2
2

ОК-2
ОК-4

18
2
2

4
2

ОК-1
ОК-2
ОК-7

ОК-1
ОК-2
ОК-7

15

Тема 4.3.
Биосфера глобальная
экологическая
система

Тема 4.4.
Влияние
антропогенных
факторов на
биосферу

Тема 4.5.
Влияниесоци
альноэкологических

организмамивбиоценозе.Структурныекомпонентыэкосистемы:продуценты,консументы,редуценты.
Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Трофическиеуровни
Практические занятия:
Трофические цепи и сети. Основные показатели экосистемы. Биомасса и продукция. Экологические
пирамиды чисел, биомассы и энергии. Правило пирамиды энергии.
Решениепрактика-ориентированныхрасчетныхзаданийпопереносувеществаиэнергиивэкосистемах
с составление трофических цепей и пирамид биомассы иэнергии
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Биосфера - живая оболочка Земли. Развитие представлений о биосфере в трудах В.И. Вернадского.
Области биосферы и ее компоненты. Живое вещество биосферы и его функции.
Закономерности существования биосферы. Особенности биосферы как глобальной экосистемы.
Динамическое равновесие в биосфере. Круговороты веществ и биогеохимические циклы.
Глобальныеэкологическиепроблемысовременности
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Антропогенные воздействия на биосферу. Загрязнения как вид антропогенного воздействия.
Антропогенные воздействия на атмосферу. Воздействия на гидросферу. Воздействия на литосферу.
Антропогенные воздействия на биотические сообщества. Углубленно изучаются отходы, связанныес
определенной профессией/специальностью
Практические занятия:
Практическоезанятие «Отходыпроизводства»
*В том числе профессионально-ориентированное содержание практического занятия
Практическое занятие «Отходы производства». На основе федерального классификационного каталога
отходов определять класс опасности отходов; агрегатное состояние и физическую форму отходов,
образующихся на рабочем месте/ на этапах производства, связанные с определенной
профессией/специальностью
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Здоровье и его составляющие. Факторы, положительно и отрицательно влияющие на организм
человека. Проблема техногенных воздействий на здоровье человека (электромагнитные поля, бытовая
химия,избыточныешумы,радиацияит.п.).Адаптацияорганизмачеловекакфакторамокружающей

2

2
2

ОК-1
ОК-2
ОК-7

4
2

ОК-1
ОК-2
ОК-4
ОК-7
ПК 01- ПК05

П
2
2

4
2
2

ОК-2
ОК-4
ОК-7
ПК 01-ПК05

16

факторов на
здоровьечелов
ека

среды. Принципы формирования здоровьесберегающего поведения. Физическая активность и
здоровье. Биохимические аспекты рациональногопитания
Лабораторные занятия:
Лабораторная работа на выбор:
1. Лабораторная работа «Умственнаяработоспособность»
Овладение методами определения показателей умственной работоспособности, объяснение полученных
результатов и формулирование выводов (письменно) с использованием научных понятий, теорий и
законов
2. Лабораторнаяработа«Влияниеабиотическихфакторовначеловека(низкиеивысокие
температуры)»
Изучениемеханизмовадаптацииорганизмачеловекакнизкимивысокимтемпературамиобъяснение
полученных результатов и формулирование выводов (письменно) с использованием научных понятий,
теорий и законов
*В том числе профессионально-ориентированное содержание лабораторного занятия
В качестве триггеров снижающих работоспособность использовать условия осуществления
профессиональной деятельности: шум, температура, физическая нагрузка и т.д.

Контрольная
Теоретическиеаспектыэкологии
работа
Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
Раздел 5. Биология вжизни
Тема5.1.
Основное содержание
Биотехнологии
Теоретическое содержание:
в жизни
Биотехнология как наука и производство. Основные направления современной биотехнологии. Методы
каждого
биотехнологии. Объекты биотехнологии. Этика биотехнологических и генетических экспериментов.
Правилапоискаианализабиоэкологическойинформацииизразличныхисточников(научнаяиучебнонаучная литература, средства массовой информации, сеть Интернет и другие)
Практические занятия:
Кейсы на анализ информации о научных достижениях в области генетических технологий, клеточной
инженерии, пищевых биотехнологий. Защита кейса: представлениерезультатов решения кейсов
(выступление с презентацией)
*В том числе профессионально-ориентированное содержание практического занятия
Тема 5.1 обязательна для изучения студентами всех профессий/специальностей

2

2

2

8
4
2
2

ОК-1
ОК-2
ОК-4
ПК 01-ПК05

2
2
2

17

Тема 5.2.1. Биотехнологии в промышленности (для укрупненных групп профессий/специальностей
,23.00.00,
Тема 5.2.1.
Основное содержание
Биотехнологии в
Практические занятия:
промышленности
Развитие промышленной биотехнологий и ее применение в жизни человека, поиск и
анализ информации из различных источников (научная и учебно-научная литература,
средства массовой информации, сеть Интернет и другие)
Кейсы на анализ информации о развитии промышленной биотехнологий (по группам)
Защита кейса: Представление результатов решения кейсов (выступление с
презентацией)
Промежуточная
аттестация по
дисциплине
Всего:

Дифференцированный зачет

4

2

4
4

ОК-1
ОК-2
ОК-4
ПК 01-ПК05

2

2

72

18

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
•

Для реализации программы дисциплины должны быть

предусмотрены следующие специальныепомещения:
Кабинет «Биологии», оснащенный оборудованием: мебель, доска, мел,
наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов), техническими
средствами обучения: компьютер с устройствами воспроизведения звука, принтер,
мультимедиа-проектор с экраном, указка-презентер для презентаций.
Лаборатория, оснащенная оборудованием для проведения занятий:
микроскопы, секундомер, тонометр, лабораторная посуда (пробирки, подставки
для пробирок, пинцеты, песок, ступки с пестиками, предметные и покровные
стекла,
стеклянныепалочки,препаровальныеиглы,фильтровальнаябумага(салфетки),
стаканы) гипертонический раствор хлорида натрия, 3%-ный раствор пероксида
водорода,растворйодавйодистомкалии,глицерин,клубникартофеля,листзлодеи
канадской, плод рябины обыкновенной (рябины или томата), лук репчатый,
разведенные в водедрожжи);
Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
химии.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочных мест по числу обучающихся;
- стулья;
- доска классная;
- рабочее место преподавателя;
- приборы и устройства;
- вытяжной шкаф;
- огнетушитель.
Технические средства обучения

19

- ПК;
- мультимедийный проектор;
- аудиоаппаратура
Учебные наглядные пособия:
- таблица: техника безопасности при проведении лабораторнопрактических работ;
- плакаты по биологии.
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
3.2.1. Основные источники:
1.Константинов В.М., Учебник НПО и СПО, М.: «Академия», 2021
3.2.2. Дополнительные источники
1. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г. Биология. Общие закономерности. М.:
Школа-Пресс, 1996
2. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10—
11 кл. – М., 2019
3.2.3. Интернет–ресурсы и цифровые образовательные ресурсы (ЦОРы)
http:www.uchitel-izd.ru (27 августа 2022 года)
www.cvart.ru(27 августа 2022 года)

20

4.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
учебной дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на формирование
общихипрофессиональныхкомпетенцийпоразделамитемамсодержанияучебного
материала.
Общая
компетенция

ок02

ок01

ок02

ок04

ок01
ок02

ок02

Раздел/Тема
Раздел 1. Клетка структурно-функциональная
единица живого
Биология как наука. Общая
характеристика жизни

Тип оценочных мероприятий
Контрольная работа «Молекулярный
уровень организации живого»
Заполнение таблицы сописанием
методовмикроскопированиясих
достоинствами инедостатками.
Заполнение таблицы «Вклад ученых в
развитие биологии»
Заполнение сравнительной таблицы
сходства и различий живого и не
живого

СтруктурноОцениваемая дискуссия по вопросам
лекции
функциональнаяорганизациякл
Разработка ментальной карты по
еток
классификацииклетокиихстроению
на про- и эукариотических и по
царствам в минигруппах
Выполнение и защита лабораторных
работ:
«Строение клетки (растения, животные,
грибы) и клеточные включения
(крахмал, каротиноиды, хлоропласты,
хромопласты)»
Практическое занятие. Представление
устных сообщений с презентацией,
подготовленных по перечню
источников, рекомендованных
преподавателем
СтруктурноФронтальный опрос
функциональныефакторынасле Разработка глоссария
Решение задач на определение
дственности
последовательности нуклеотидов,
аминокислот в норме и в случае
изменения последовательности
нуклеотидов ДНК
Обмен веществ и превращение
энергии в клетке

Фронтальный опрос
Заполнение сравнительной таблицы
характеристик типов обмена веществ
21

ок02
ок04
ок02
ок04
ок02
ок02
ок04

ок02
ок04

ок01
ок02

ок01
ок02
ок04

Жизненный цикл клетки.
Митоз. Мейоз

Обсуждение по вопросам лекции
Разработка ленты времени
жизненного цикла

Раздел 2. Строение и функции Контрольная работа /JСтроение и
организма
функции организма"
Строениеорганизма

Оцениваемая дискуссия
Разработка ментальной карты тканей,
органовисистеморгановорганизмов
(растения, животные, человек) с
краткойхарактеристикойихфункций

Формы
размноженияоргани
змов

Фронтальный опрос
Заполнение таблицы с краткой
характеристикой и примерами форм
размножения организмов

Онтогенез растений, животных и Разработка ленты времени с
характеристикой этапов онтогенеза
человека
отдельной группой животных и
человека по микрогруппам
Тест/опрос
Составление жизненных циклов
растений по отделам (моховидные,
хвощевидные, папоротниковидные,
голосеменные, покрытосеменные)
Закономерностинаследования

Разработка глоссария
Фронтальный опрос
Тест по вопросам лекции
Решение задач на определение
вероятности возникновения
наследственных признаков при моно, ди-, полигибридном и
анализирующем скрещивании,
составление генотипических схем
скрещивания

Сцепленноенаследованиепризнак Тест
ов
Разработка глоссария
Решение задач на определение
вероятности возникновения
наследственных признаков при
сцепленном наследовании,
составление генотипических схем
скрещивания
Закономерностиизменчивости

Тест.
Решение задач на определение типа
мутации при передаче наследственных
признаков, составление
генотипических схем скрещивания

Раздел 3. Теорияэволюции

Контрольная работа "Теоретические
аспекты эволюции жизни на Земле"
22

ок02
ок04
ок02

ок04

ок02

ок04

ок01
ок02
ок07
ок01
ок02
ок07

ок01
ок02
ок07
ок01
ок02
ок04
ок07

Историяэволюционногоучения.
Микроэволюция

Фронтальный опрос
Разработка глоссария терминов
Разработка ленты времени развития
эволюционного учения

Макроэволюция. Возникновение Оцениваемая дискуссия:
использование аргументов,
и развитие жизни на Земле
биологической терминологии и
символики для доказательства родства
организмов разных систематических
групп
Разработка ленты времени
возникновения и развития жизни на
Земле
Происхождениечеловека антропогенез

Фронтальный опрос
Разработка ленты времени
происхождения человека

Раздел 4. Экология
Экологическиефакторыисреды Тест по экологическим факторам и
жизни
средам жизни организмов
Популяция, сообщества,
экосистемы

Составление схем круговорота веществ,
используя материалылекции
Решение практика-ориентированных
расчетных заданий по переносу
вещества и энергии в экосистемах с
составление трофических цепей и
пирамид биомассы иэнергии

Биосфера ОцениваемаядискуссияТест
глобальнаяэкологическаясистем
а
Влияние антропогенных
факторов на биосферу

Тест
Практическая работа "Отходы
производства"

Влияние социальноэкологических факторов на
здоровье человека

Оцениваемая дискуссия
Выполнение лабораторной работы на
выбор:
"Умственная работоспособность",
"Влияние абиотических факторов на
человека (низкие и высокие
температуры)"

Раздел 5. Биология в жизни

Защита кейса: представление
результатов решения кейсов
(выступление с презентацией)

ПК 01-ПК05

ок02
ок04
ок07

ПК 01-ПК05

23

ок01
ок02
ок04

ПК 01-ПК05

ок01
ок02
ок04

Биотехнологии в жизникаждого Выполнение кейса на анализ
информации о научных достижениях в
области генетических технологий,
клеточной инженерии, пищевых
биотехнологий (по группам),
представление результатов
решения кейсов
Промышленнаябиотехнология

ПК 01-ПК05

ок01
ок02
ок04

ПК 01-ПК05

ок01
ок02
ок04

ПК 01-ПК05

Выполнение кейса на анализ
информации о развитии
промышленной биотехнологий
(по группам), представление
результатов решения кейсов

Выполнение кейса на анализ
Социальноэтическиеаспектыбиотехнологий информации об этических
аспектах развития
биотехнологий (по группам),
представление результатов
решения кейсов
Биотехнологии и
техническиесистемы

Выполнение кейса на анализ
информации о развития
биотехнологий с применением
технических систем (по
группам), представление
результатов решения кейсов

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».