ООД.10 Химия 23.01.17

СОДЕРЖАНИЕ
№№
Наименование
П/П
Общая характеристика рабочей
1
программыобщеобразовательной дисциплины
2
Структура и содержание общеобразовательной
дисциплины
3
Условия реализации программы
общеобразовательной дисциплины
4
Контроль и оценка результатов освоения
общеобразовательной дисциплины

Стр.
5
12
21
23

4

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ«ХИМИЯ»
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательнойпрограммы
Общеобразовательнаядисциплина«Химия»изучаетсянабазовомуровнев
общеобразовательном цикле учебного плана основной профессиональной
образовательной программы укрупненных групп специальностей /профессий:
23.00.00,
Трудоемкость дисциплины «Химия» на базовом уровне составляет 72 часа, из
которых64часа-базовыймодуль(6разделов)и8часов-прикладноймодуль(1
раздел), включающий практика-ориентированное содержание конкретной
профессии .
Прикладной модуль включает один раздел. Раздел 7 «Химия в быту и
производственной
деятельности
человека»
реализуется
для
профессии27.01.17 на материале кейсов, связанных с экологической
безопасностью и оценкой последствий бытовой и производственной деятельности,
по отраслям будущей профессиональной деятельности обучающихся.
1.2. Цели и планируемые результаты освоениядисциплины
1.2.1. Цели и задачидисциплины
Формирование у студентов представления о химической составляющей
естественно-научнойкартинымиракакосновыпринятиярешенийвжизненныхи
производственныхситуациях,ответственногоповедениявприроднойсреде.
Задачи дисциплины:
1) сформировать понимание закономерностей протекания химических
процессов и явлений в окружающей среде, целостной научной картины мира,
взаимосвязи и взаимозависимости естественныхнаук;
2) развить умения составлять формулы неорганических и органических
веществ,уравненияхимическихреакций,объяснятьихсмысл,интерпретировать
результаты химическихэкспериментов,

3)

сформировать
навыки
проведения
простейших
химических
экспериментальных исследований с соблюдением правил безопасного обращенияс
веществами и лабораторнымоборудованием;
4) развить умения использовать информацию химического характераиз
различных источников;
5) сформировать умения прогнозировать последствия своей деятельности и
химических природных, бытовых и производственныхпроцессов;
6) сформироватьпониманиезначимостидостиженийхимическойнаукии

технологий

для

развития

социальной

и

производственной

сфер

5

1.2.2.
Код и
наименование
формируемых
компетенций
ок01.
Выбирать
способы

Планируемыерезультатыосвоенияобщеобразовательнойдисциплинывсоответствии
1.2.3.
сФГОССПОинаоснове ФГОССОО
Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие1

Дисциплинарные2

- владеть системой химических знаний, которая включает:
В части трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание ценности основополагающие понятия (химический элемент, атом, электронная
мастерства,трудолюбие;
оболочка атома, s-, р-, d-электронные орбитали атомов, ион, молекула,

решениязадач готовность к активной деятельности валентность, электроотрицательность, степень
окисления,химическая
профессиональ
технологической и социальной направленности, связь,моль,молярная
масса, молярный объем,углеродный
скелет,
ной
способность инициировать, планировать и функциональная группа, радикал, изомерия,
изомеры,гомологическийряд,деятельности
самостоятельно выполнятьтакуюдеятельность;
гомологи, углеводороды,
кислороди
азотсодержащие соединения, применительно - интерес к различным сферам
профессиональной биологически активные вещества (углеводы, жиры,белки),мономер,кразличным
деятельности,
полимер,
структурное
звено,
высокомолекулярные
соединения,
контекстамОвладение
универсальными
учебными кристаллическая решетка, типы химическихреакций
(окислительнопознавательнымидействиями:
восстановительные, экзо-и эндотермические, реакции ионногообмена),
а) базовыелогическиедействия:
раствор, электролиты, не электролиты, электролитическаядиссоциация,
самостоятельно формулировать и окислитель, восстановитель, скорость химической реакции, химическое
актуализировать проблему, рассматриватьее равновесие), теории и законы (теория химического строения органических всесторонне;
веществ А.М. Бутлерова, теория электролитической диссоциации,
устанавливать существенный признак или периодический закон Д.И. Менделеева, закон сохранения массы), основания
для сравнения, классификации и закономерности, символический язык химии, фактологические сведения о обобщения;
свойствах,
составе, получении и безопасном использованииважнейших
определять цели деятельности, задавать неорганических и органических веществ в быту и практической
параметрыикритерииихдостижения;
деятельностичеловека;
выявлять закономерности и противоречия в - уметь выявлять характерные признаки и взаимосвязь изученных понятий,
рассматриваемыхявлениях;
применять соответствующие понятия при описаниистроения и свойств

6

- вносить коррективы в деятельность, оценивать неорганических и органических веществ и их превращений; выявлять

соответствиерезультатовцелям,оцениватьрискивзаимосвязьхимическихзнанийспонятиямиипредставлениямидругихпоследст
вийдеятельности;
естественнонаучныхпредметов;
- развивать креативное мышление при решении - уметь использовать наименования
химических соединений
жизненныхпроблем
международногосоюзатеоретическойиприкладнойхимииитривиальные б)
базовыеисследовательскиедействия:
названия важнейших веществ (этилен, ацетилен, глицерин,фенол,
- владеть навыками учебно-исследовательской и формальдегид, уксусная кислота, глицин, угарный газ, углекислый газ,
проектной деятельности, навыками разрешения аммиак, гашеная известь, негашеная известь, питьевая сода и других),
проблем;
составлять формулы неорганических и органических веществ,уравнения
- выявлять причинно-следственные связи и химических реакций, объяснять их смысл; подтверждать характерные
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее химические свойства веществ соответствующими экспериментами и
решения, находить аргументы для доказательства записями уравнений химическихреакций;
своих утверждений, задавать параметры и - уметь устанавливать принадлежность изученных неорганических и
критериирешения;
органических веществ к определенным классам и группамсоединений,
- анализировать полученные в ходе решения характеризовать их состав и важнейшие свойства; определять виды задачи
результаты, критически оценивать их химических связей (ковалентная, ионная, металлическая, водородная), достоверность,
прогнозировать изменение в типы кристаллических решеток веществ; классифицировать химические новыхусловиях;
реакции;
- уметь переносить знания в познавательную и - сформировать представления: о химической составляющей
практическуюобластижизнедеятельности;
естественнонаучной картины мира, роли химии в познании явлений
уметь интегрировать знания из разных природы, в формировании мышления и культуры личности, ее
предметныхобластей;
функциональной грамотности, необходимой для решенияпрактических
- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные задач и экологически обоснованного отношения к своему здоровью и
подходыирешения;
природнойсреде;
- способность ихиспользованияв
- уметь проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям
познавательнойисоциальнойпрактике
химических реакций с использованием физическихвеличин,
характеризующих вещества с количественной стороны: массы, объема (нормальные условия) газов, количества вещества;
использовать системные химические знания для принятия решений в конкретных жизненных ситуациях, связанных с
веществами и их применением
ок02.
Использовать
современные

В области ценностинаучногопознания:
-уметьпланироватьивыполнятьхимическийэксперимент(превращения
сформированность
мировоззрения,органическихвеществпринагревании,получениеэтиленаиизучениеего
соответствующего
современному
уровню свойств,качественныереакциинаальдегиды,крахмал,уксуснуюкислоту;
7

средства

развития

науки и

общественной

практики, денатурациябелковпринагревании,цветныереакциибелков;проводить

поиска,
анализа и
интерпретации
информации и
информационн
ые технологии
для
выполнения
задач
профессиональ
ной
деятельности

основанного
на
диалоге
культур, реакции
ионного обмена, определять среду водных растворов,
способствующего осознанию своего места в качественныереакциинасульфат-,карбонат-ихлорид-анионы,накатион
поликультурном мире;
аммония; решать экспериментальные задачи по темам "Металлы" и
- совершенствование языковой и читательской "Неметаллы") в соответствии с правилами техники безопасности при
культуры как средства взаимодействия между
обращениисвеществамиилабораторнымоборудованием;представлять
людьми и познания мира;
результаты химического эксперимента в форме записи уравнений
- осознание
ценности научной деятельности, соответствующих реакцийиформулировать
выводы на основеэтих
готовность
осуществлять
проектную
и результатов;
исследовательскую деятельность индивидуально
- уметь анализировать химическую информацию, получаемую из разных
Ивгруппе;
источников (средств массовой информации, сеть Интернет и другие);
Овладение
универсальными
учебными -владетьосновнымиметодаминаучногопознаниявеществихимических
явлений (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование);
познавательными действиями:
- уметь проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения информации из
химических
реакций с использованием физических величин,
источников
разных типов, самостоятельно характеризующих вещества с количественной стороны: массы, объема
осуществлять поиск, анализ, систематизацию и (нормальные
условия) газов, количества вещества; использовать
интерпретацию информации различных видов и системные химические знания для принятия решений в конкретных
форм представления;
жизненных ситуациях, связанных с веществами и их применением
-создаватьтекстывразличныхформатах сучетом
назначения информации и целевой аудитории,
выбирая оптимальную форму представления и
визуализации;
оценивать достоверност
легитимность
информации,
ее соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
- использовать
средства информационных и
коммуникационных технологий в решении
когнитивных,
коммуникативных
и
организационных
задач
с
соблюдением
требований эргономики, техники безопасности,
гигиены,
ресурсосбережения, правовых и
этических
норм, норм
информационной
безопасности;
8

- владеть навыками распознавания и защиты
информации,
информационной
безопасности
личности;
ок04.
Эффективно

- готовность ксаморазвитию,самостоятельности
-уметьпланироватьивыполнятьхимическийэксперимент(превращения
Исамоопределению;
органическихвеществпринагревании,получениеэтиленаиизучениеего
взаимодейство -овладениенавыкамиучебно-исследовательской,свойств,качественныереакциинаальдегиды,крахмал,уксуснуюкислоту;
вать и работать проектнойисоциальнойдеятельности;
денатурациябелковпринагревании,цветныереакциибелков;проводить
Вколлективеи
Овладениеуниверсальнымикоммуникативнымиреакции
ионного обмена, определять среду водных растворов,
команде
действиями:
качественныереакциинасульфат-,карбонат-ихлорид-анионы,накатион
6)совместнаядеятельность:
аммония; решать экспериментальные задачи по темам "Металлы"и
понимать и использовать преимущества "Неметаллы") в соответствии с правилами техники безопасностипри
командной ииндивидуальнойработы;
обращениисвеществамиилабораторнымоборудованием;представлять
- принимать цели совместной деятельности, результаты химического эксперимента в форме записи уравнений
организовыватьикоординироватьдействияпоее
соответствующих реакцийиформулировать
выводы на основеэтих
достижению:
составлять
план
действий,результатов
распределять роли с учетом мнений участников
обсуждать результаты совместной работы;
- координировать и выполнять работу в условиях
реального,виртуального
икомбинированного
взаимодействия;
осуществлять позитивное стратегическое
поведение в различных ситуациях, проявлять
творчество и воображение, быть инициативным
Овладение
универсальными регулятивными
действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей
при анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей на
ошибки;
- развивать способность понимать мир с позиции
другого человека;
9

ок07.
сформировать представления: о химической составляющей
В области экологического воспитания:
Содействовать - сформированность экологической культуры,естественнонаучной картины мира, роли химии в познании явлений
понимание влияния социально-экономическихприроды, в формировании мышления и культуры личности, ее
сохранению
процессовнасостояниеприроднойисоциальной
функциональной грамотности, необходимой для решения практических
окружающей
среды,
осознание
глобального
характеразадач и экологически обоснованного отношения к своему здоровью и
среды,
экологическихпроблем;
природнойсреде;
ресурсосбереж
- планирование и осуществление действий в- уметь соблюдать правила экологически целесообразного поведения в
ению,
окружающей среде на основе знания целейбыту и трудовой деятельности в целях сохранения своего здоровья и
применять
устойчивого развитиячеловечества;
окружающей природной среды; учитывать опасность воздействия на живые
знания об
активное неприятие действий,приносящих вредорганизмы определенных веществ, понимая смысл показателя предельной
изменении
окружающейсреде;
допустимойконцентрации
климата,
умение
прогнозировать
неблагоприятные
принципы
экологические последствия предпринимаемых
бережливого
действий, предотвращать их;
производства, - расширение опыта деятельности экологической
направленности;
эффективно
действовать в - овладение навыками учебно-исследовательской,
чрезвычайных проектной и социальнойдеятельности;
ситуациях
mr...
1

Указываются личностные и метапредметные результаты из ФГОС СОО (в последней редакции от 12.08.2022) в отглагольной форме, формируемые
общеобразовательной дисциплиной
2
Дисциплинарные (предметные) результаты указываются в соответствии с методикой преподавания дисциплины
Профессиональные компетенции23.01.17
ПК 1.1.Определять техническое состояние автомобильных двигателей
ПК 1.2. Определять техническое состояние электрических и электронных систем автомобилей
ПК 1.3. Определять техническое состояние автомобильных трансмиссий
ПК 1.4.Определять техническое состояние ходовой части и механизмов управления автомобилей
ПК 1.5. Выявлять дефекты кузовов, кабин и платформ
3

ПК указываются в соответствии с ФГОС СПО реализуемой профессии/ специальности

10

Личностные результаты реализации программы
воспитания (дескрипторы)

Российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение
к своему народу, чувства ответственности перед Родиной,
гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального
народа
России,
уважение
государственных символов (герб, флаг, гимн);
Гражданскую позицию как активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные
права и обязанности, уважающего закон и правопорядок,
обладающего чувством собственного достоинства, осознанно
принимающего
традиционные
национальные
и
общечеловеческие гуманистические и демократические
ценности
Готовность к служению Отечеству, его защите
Сформированность
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития науки и общественной
практики, основанного на диалоге культур, а также различных
форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире
Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами
гражданского общества; готовность и способность к
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности
Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире,
готовность и способность вести диалог с другими людьми,
достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения, способность противостоять
идеологии
экстремизма,
национализма,
ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным
явлениям
Навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности
Нравственное сознание и поведение на основе усвоения
общечеловеческих ценностей
Готовность и способность к образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное
отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности

Код
личностных
результатов
реализации
программы
воспитания

ЛР 1

ЛР 2

ЛР 3

ЛР 4

ЛР 5

ЛР 6

ЛР 7

ЛР 8

ЛР 9

11

Эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта,
научного и технического творчества, спорта, общественных
отношений
Принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного
образа
жизни,
потребности
в
физическом
самосовершенствовании,
занятиях
спортивнооздоровительной
деятельностью,
неприятие
вредных
привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков
Бережное, ответственное и компетентное отношение к
физическому и психологическому здоровью, как собственному,
так и других людей, умение оказывать первую помощь

2. СТРУКТУРА
И
ДИСЦИПЛИНЫ«ХИМИЯ»

СОДЕРЖАНИЕ

ЛР 10

ЛР 11

ЛР 12

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

2.1. Объем дисциплины и виды учебнойработы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы дисциплины
в т.ч.
Основное содержание

Объем в часах
72
64

вт. ч.:
теоретическое обучение

30
24

практические занятия
лабораторные занятия
Профессионально-ориентированное содержание (содержание
прикладного модуля)
вт.ч.:

10
6
2
4
2
семестры

теоретическое обучение
практические занятия
Промежуточная аттестация (зачет)

1

2

34

38
ДЗ.

3

4

2.2. Распределение учебной нагрузки по семестрам обучения
№ раздела, темы

Наименование разделов и тем

Всего
часов

1 семестр -34 часа
Раздел 1. Основы строения вещества
Строение атомов химических
Тема 1.1.
элементов и природа химической
связи
Периодический закон и таблица
Тема 1.2.

4
2

6

Тео
-рия

2

В том числе
ЛЗ ПЗ КР

2
2
12

Д.И. Менделеева
Раздел 2. Химические реакции
Тема 2.1

Тема 2.2
Контрольная
работа 1
Раздел 3.

Тема 3.1
Тема3.2
Тема3.3
Контрольнаяра
бота 2
Раздел 4.

Тема 4.1
Тема 4.2
Тема4.3

Контрольнаяра
бота 3
Раздел 5.

Тема5.1
Раздел 6.

Тема 6.1
Тема 6.2
Тема 7

Дифференцирован
ный зачет
Итого

Типы химических реакций
Электролитическая диссоциация и
ионный обмен
Строение вещества и химические
реакции
Строение и свойства
неорганических веществ
Классификация,
номенклатура и
строение неорганических веществ
Физико- химические свойства
неорганических веществ
Идентификация неорганических
веществ
Свойстванеорганическихвеществ

4
4

Тема 4.1. Классификация, строение
и номенклатура органических
веществ
Тема 4.2. Свойства органических
соединений
Тема 4.3. Идентификация
органических веществ, их значение
и применение в бытовой и
производственной деятельности
человека
Структура и свойства органических
веществ
Кинетические и
термодинамические
закономерности протекания
химических реакций
Скорость химическихреакций.
Химическое равновесие
Растворы
Тема 6.1. Понятие о растворах
Тема 6.2. Исследование свойств
растворов
Химия в быту и производственной
деятельности человека

2
2

2

2

2

2
18

6

4

2

8

6

2

2

2

2

2 семестр -38 часов
Строение и свойства
органическихвеществ

10

2
22

4

2

2

10

6

2

6

4

2

4

2

2
4

4

2

2

4
2
2

2

2

6 2

4

2
72 32

10

22

6+2
13

ПЗ – практические занятия, КР – контрольные работыЛР.-лабораторные работы

14

2.2. Тематический план и содержаниедисциплины
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное},
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль

Объем часов

1

2

3

Основное содержание
Раздел 1. Основы строения вещества

Тема 1.1.
Строение атомов
химических
элементов и
природа
химической связи

Тема 1.2.
Периодический
закон и таблица
Д.И. Менделеева

4

64
6

Основное содержание

4

Теоретическое обучение

2

Современная модель строения атома. Символический язык химии. Химический элемент. Электронная
конфигурация атома. Классификация химических элементов (s-, р-, d-элементы). Валентные
электроны.Валентность.Электроннаяприродахимическойсвязи.Электроотрицательность.Виды
химическойсвязи(ковалентная,ионная,металлическая,водородная)испособыееобразования

Формируем
ые
компетенц
ии

ОК 01
ЛР01 - ЛР12

2

Практические занятия № 1,2
Решение заданий на использование химической символики и названий соединений по номенклатуре
международного союза теоретической и прикладной химии и тривиальных названий для составления
химических формул двухатомных соединений (оксидов, сульфидов, гидридов и т.п.) и других
неорганических соединений отдельных классов.
Практические задания на установление связи между строением атомов химических элементов и
периодическим изменением свойств химических элементов и их соединений в соответствии с
положением Периодической системы.

2

Основное содержание

2

Практические занятия № 3,4

2

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Физический смысл
Периодического закона Д.И. Менделеева. Закономерности изменения свойств химических
элементов,образуемыхимипростыхисложныхвеществвсоответствиисположениемхимического

2

2

ОК 01
ЛР01 - ЛР12

12

элементавПериодическойсистеме.МировоззренческоеинаучноезначениеПериодического
законаД.И.Менделеева.ПрогнозыД.И.Менделеева.Открытиеновыххимическихэлементов. Решение
практика-ориентированных теоретических заданий на характеризацию химических элементов
«Металлические/ неметаллические свойства, электроотрицательность химических элементов в
соответствии с их электронным строением и положением в периодической системе химических
элементов Д.И.Менделеева»
Раздел 2. Химические реакции

10

Тема 2.1. Типы
химических
реакций

Основное содержание

4

Теоретическое обучение

2

Классификация и типы химических реакций с участием неорганических веществ. Составление
уравненийреакцийсоединения,разложения,замещения,обмена,вт.ч.реакцийгорения,окислениявосстановления.
Уравнения окисления-восстановления. Степень окисления. Окислитель и восстановитель.
Составление и уравнивание окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.
Окислительно-восстановительные реакции в природе, производственных процессах и
жизнедеятельности организмов

2

Практические занятия № 5,6

2

Количественные отношения в химии. Основные количественные законы в химии и расчеты по
уравнениямхимическихреакций.Молькакединицаколичествавещества.Молярнаямасса.Законы
сохранения массы и энергии. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность
газов.Расчетыпоуравнениямхимическихреакцийсиспользованиеммассы,объема(нормальные
условия) газов, количествавещества

2

Тема 2.2.
Основное содержание
Электролитическая
диссоциация и
Теоретическое обучение
ионный обмен
Теория электролитической диссоциации. Ионы. Электролиты, неэлектролиты. Реакции ионного
обмена.Составлениереакцийионногообменапутемсоставленияихполныхисокращенныхионных
уравнений. Кислотно-основные реакции. Задания на составление ионных реакций

4

ОК 01
ЛР01 - ЛР12

ОК 01 ,ОК04
ЛР01 - ЛР12

2
2

13

Лабораторные занятия № 1,2
Лабораторная работа "Типы химическихреакций".
Исследование типов (по составу и количеству исходных и образующихся веществ) и признаков
химических реакций. Проведение реакций ионного обмена, определение среды водных растворов.
Задания на составление ионных реакций

2
2

Контрольная
работа 1

Строение вещества и химические реакции

2

Раздел 3.

Строение и свойства неорганических веществ

18

Тема 3.1.

Основное содержание

6

Классификация,
номенклатура и
строение
неорганических
веществ

Теоретическое обучение

4

Предмет неорганической химии. Классификация неорганических веществ. Простые и сложные
вещества.Основныеклассысложныхвеществ(оксиды,гидроксиды,кислоты,соли).Взаимосвязь
неорганических веществ. Агрегатные состояния вещества. Кристаллические и аморфныевещества.
Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная, металлическая). Зависимость
физических свойств вещества от типа кристаллической решетки. Зависимость химической
активности веществ от вида химической связи и типа кристаллической решетки. Причины
многообразия веществ
Практические занятия № 7,8
Номенклатуранеорганическихвеществ:названиевеществаисходяизиххимическойформулыили
составлениехимическойформулыисходяизназваниявеществапомеждународной(ИЮПАК)или
тривиальной номенклатуре.
Решение практических заданий по классификации,номенклатуре
и химическим формулам
неорганическихвеществразличныхклассов(угарныйгаз,углекислыйгаз,аммиак,гашенаяизвесть,
негашенаяизвесть,питьеваясодаидругих):называтьисоставлятьформулыхимическихвеществ,
определять принадлежность к классу.
Источники химической информации (средств массовой информации, сеть Интернет и другие). Поиск
информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам

ОК 01
ЛР01 - ЛР12
..

4

2

2

14

Тема 3.2. Физико- Основное содержание
химические
Теоретическое обучение
свойства
неорганических
Металлы. Общие физические и химические свойства металлов. Способы получения. Значение
веществ
металлов и неметаллов в природе и жизнедеятельности человека и организмов. Коррозия металлов:
виды коррозии, способы защиты металлов от коррозии

6

2

Химические свойства основных классов неорганических веществ (оксидов, гидроксидов, кислот,
солейидр.).Закономерностивизменениисвойствпростыхвеществ,водородныхсоединений, высших
оксидов игидроксидов

2

Практические занятия № 9,10

2

Основное содержание
Лабораторные занятия № 3,4
Лабораторная работа «Идентификация неорганических веществ».
Решение экспери ментальных задач по химическим свойствам металлов и неметаллов, по
распознаванию и получению соединений металлов и неметаллов.
Идентификация неорганических веществ с использованием их физико-химических свойств,
характерных качественных реакций. Качественные реакции на сульфат-, карбонат- и хлорид-анионы,
на катион аммония

ОК 01
ОК02
ЛР01 - ЛР12

ПК 1.1.-ПК1.5

2

Неметаллы. Общие физические и химические свойства неметаллов. Типичные свойства неметаллов IVVII групп. Классификация и номенклатура соединений неметаллов. Круговороты биогенных
элементов в природе

Составление уравнений химических реакций с участием простых и сложных неорганических веществ:
металловинеметаллов;оксидовметаллов,неметалловиамфотерныхэлементов;неорганических
кислот, оснований и амфотерных гидроксидов; неорганических солей, характеризующих их свойства.
Решение практика-ориентированных теоретических заданий на свойства, состав, получение и
безопасное использование важнейших неорганических веществ в быту и практической деятельности
человека
Тема 3.3.
Идентификация
неорганических
веществ

8

2

2
2

ОК 01
ОК02
ОК04
ЛР01 - ЛР12

2

15

Контрольная
работа 2

Свойства неорганических веществ

2

Раздел 4.

Строение и свойства органическихвеществ

22

Тема 4.1.
Классификация,
строение и
номенклатура
органических
веществ

Основное содержание

4

Теоретическое обучение

2

Появлениеиразвитиеорганическойхимиикакнауки.Предметорганическойхимии.Местои значение
органической химии в системе естественныхнаук.
Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные
положения теории химического строения органических соединений А.М. Бутлерова. Углеродный
скелет органической молекулы. Зависимость свойств веществ от химического строения молекул.
Изомерия и изомеры.
Понятиеофункциональнойгруппе.Радикал.Принципыклассификацииорганическихсоединений.
Международная номенклатура и принципы номенклатуры органических соединений. Понятие об
азотсодержащихсоединениях,иологическиактивныхвеществах(углеводах,
жирах,белкахидр.), высокомолекулярных соединениях (мономер, полимер, структурноезвено)
Практические занятия № 11,12
Номенклатура органических соединений отдельных классов (насыщенные, ненасыщенные и
ароматические углеводороды, спирты, фенолы, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты и др.)
Составление полных и сокращенных структурных формул органических веществ отдельных классов,
используя их названия по систематической и тривиальной номенклатуре (этилен, ацетилен, глицерин,
фенол, формальдегид, уксусная кислота, глицин). Расчеты простейшей формулы органической
молекулы, исходя из элементного состава (в%)

Тема 4.2.
Свойства
органических
соединений

2

2

2

Основное содержание

10

Теоретическое обучение

4

Физико-химические свойства органических соединений отдельных классов (особенности
классификации и номенклатуры внутри класса; гомологический ряд и общая формула; изомерия;
физические свойства; химические свойства; способыполучения):

ОК 01
ОК02
ОК04
ЛР01 - ЛР12

ОК 01
ОК02
ОК04
ЛР01 - ЛР12

16

предельные углеводороды (алканы и циклоалканы). Горение метана как один из основных
источников тепла в промышленности и быту. Свойства природных углеводородов, нахождение в
природе и применениеалканов;
- непредельные (алкены, алкины и алкадиены) и ароматические углеводороды. Горение ацетилена как
источник высокотемпературного пламени для сварки и резкиметаллов
-

-кислородсодержащиесоединения(спиртыифенолы,карбоновыекислотыиэфиры,альдегидыи
кетоны, жиры, углеводы). Практическое применение этиленгликоля, глицерина, фенола. Применение
формальдегида, ацетальдегида, уксусной кислоты. Мыла как соли высших карбоновых кислот.
Моющие свойствамыла
-азотсодержащие
соединения(аминыиаминокислоты,белки).Высокомолекулярныесоединения
(синтетическиеибиологически-активные).Мономер,полимер,структурноезвено.Полимеризация
этилена как основное направление егоиспользования.
Генетическая связь между классами органических соединений
Практические занятия № 13,14,15,16
Свойства органических соединений отдельных классов (тривиальная и международная номенклатура,
химические свойства, способы получения): предельные (алканы и циклоалканы), непредельные
(алкены,алкиныиалкадиены)иароматическиеуглеводороды,спиртыифенолы,карбоновыекислоты
и
эфиры, альдегиды и кетоны, амины и аминокислоты, высокомолекулярные соединения. Задания на
составление уравнений химических реакций с участием органических веществ на основании их
состава истроения
Составление схем реакций (в том числе по предложенным цепочкам превращений), характеризующих
химические свойства органических соединений отдельных классов, способы их получения и название
органических соединений по тривиальной или международной систематической номенклатуре.
Решениепрактика-ориентированныхтеоретическихзаданийнасвойстваорганическихсоединений
отдельныхклассов
Лабораторная работа № 5,6
Лабораторная работа "Превращения органических веществ при нагревании".
Получениеэтиленаиизучениеегосвойств.Моделированиемолекулихимическихпревращенийна
примере этана, этилена, ацетилена идр.

2

2

4

2

2

2
2
17

Тема 4.3.
Идентификация
органических
веществ, их
значение и
применение в
бытовой и
производственной
деятельности
человека

Основное содержание

6

Теоретическое обучение
Биоорганическиесоединения.Применениеибиологическаярольуглеводов.кислениеуглеводов
- источник энергии живых организмов. Области применения аминокислот. Превращения белков
пищи в организме. Биологические функции белков. Биологические функции жиров. Роль
органической химии в решении проблем пищевой безопасности

4
2

Рольорганической химииврешениипроблемэнергетическойбезопасности,вразвитии
имедицины, создании новых материалов, новых источников энергии (альтернативные источники
энергии). Опасность воздействия на живые организмы органических веществ отдельных классов
(углеводороды, спирты, фенолы, хлорорганические производные, альдегиды и др.), смысл
показателя предельно допустимойконцентрации

2

Лабораторные занятия № 7,8

2

Лабораторная работа: "Идентификация органических соединений отдельных классов"
Идентификация органических соединений отдельных классов (на примере альдегидов, крахмала,
уксусной кислоты, белков и т.п.) с использованием их физико-химических свойств и характерных
качественных реакций. Денатурация белка при нагревании. Цветные реакции белков. Возникновение
аналитическогосигналасточкизренияхимическихпроцессовприпротеканиикачественнойреакции,
позволяющей идентифицировать предложенные органическиевещества

ОК 01
ОК02
ОК04
ОК7
ЛР01 - ЛР12

2

Контрольная
работа 3

Структура и свойства органических веществ

2

Раздел 5.

Кинетические и термодинамические закономерности протекания химических реакций

4

Скорость
химических
реакций.
Химическое
равновесие

Основное содержание
4

ОК 01
ОК02
ЛР01 - ЛР12

18

Теоретическое обучение
Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов: природы реагирующих веществ,
концентрации реагирующих веществ, температуры и площади реакционной поверхности. Тепловые
эффекты химических реакций. Экзо- и эндотермические, реакции.
Обратимость реакций. Химическое равновесие и его смещение под действием различных факторов
(концентрация реагентов или продуктов реакции, давление, температура) для создания оптимальных
условий протекания химических процессов. Принцип ЛеШателье
Практические занятия № 17,18
Решение практика-ориентированных заданий на анализ факторов, влияющих на изменение скорости
химическойреакции,вт.ч.спозицийэкологическицелесообразногоповедениявбытуитрудовой
деятельности в целях сохранения своего здоровья и окружающей природнойсреды.
Решение практика-ориентированных заданий на применение принципа Ле-Шателье для нахождения
направления смещения равновесия химической реакции и анализ факторов, влияющих на смещение
химического равновесия
Раздел 6.

Растворы

Тема 6.1. Понятие Основное содержание
о растворах
Теоретическое обучение
Растворение как физико-химический процесс. Растворы. Способы приготовления растворов.
Растворимость. Массовая доля растворенного вещества. Смысл показателя предельно допустимой
концентрации и его использование в оценке экологической безопасности.
Правила экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности в целях
сохранения своего здоровья и окружающей природной среды; опасность воздействия на живые
организмы определенных веществ.
Решение практика-ориентированных расчетных заданий на растворы, используемые вбытовой и
производственной деятельности человека

2

2

2

ОК 01
ОК02
ЛР01 - ЛР12

2

4
2
2

2

Основное содержание

2

Лабораторные занятия

2

ОК 01
ОК02
ОК04
ОК7
ЛР01 - ЛР12

ПК 1.1.-ПК1.4

ОК 01
ОК02
ОК04
ОК7
ЛР01 - ЛР12

ПК 1.1.-ПК1.4
19

Лабораторная работа № 9,10«Приготовление растворов».
Тема 6.2.
Исследование
Приготовление растворов заданной (массовой, %) концентрации (с практика-ориентированными
свойств растворов вопросами) и определение среды водных растворов.
Решение задач на приготовление растворов

2

Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
Раздел 7.

Химия в быту и производственной деятельности человека

Химия в быту и
производственной Основное содержание
деятельности
человека
Теоретическое обучение
Новейшие достижения химической науки и химической технологии. Роль химии в обеспечении
экологической, энергетической и пищевой безопасности, развитии медицины. Правила поиска и
анализахимическойинформацииизразличныхисточников(научнаяиучебно-научнаялитература,
средства массовой информации, сетьИнтернет)

6
6
2

ОК 01
ОК02
ОК04
ОК7
ЛР01 - ЛР12

ПК 1.1.-ПК1.5

2

Практические занятия №,19,20,21,22
Поиск и анализ кейсов о применении химических веществ и технологий с учетом будущей
профессиональной деятельности по темам: важнейшие строительные материалы, конструкционные
материалы, краски, стекло, керамика, материалы для электроники, наноматериалы, текстильные
волокна, источники энергии, органические и минеральные удобрения, лекарственные вещества,
бытовая химия.
Защита: Представление результатов решения кейсов в форме мини-доклада с презентацией

4

Промежуточная аттестация по дисциплине дифференцированный зачет

2

Всего

72

20

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническомуобеспечению
Для реализации программы дисциплины должны быть предусмотрены следующие
специальные помещения: учебный кабинет химии и/или учебной химической
лаборатории.
Оборудование учебного кабинета (наглядные пособия): наборы
шаростержневых моделей молекул, модели кристаллических решеток, коллекции
простыхисложныхвеществи/иликоллекцииполимеров;коллекциягорныхпороди
минералов, таблица Менделеева, учебные фильмы, цифровые образовательные ресурсы.
Технические средства обучения: компьютер с устройствами
воспроизведениязвука,принтер,мультимедиа-проекторсэкраном,мультимедийная доска,
указка-презентердляпрезентаций.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: мензурки, пипеткикапельницы, термометры, микроскоп, лупы, предметные и покровные
стекла,планшетыдлякапельныхреакций,фильтровальнаябумага,промывалки,
стеклянныепробирки,резиновыепробки,фонарики,наборреактивов,стеклянные
палочки,штативыдляпробирок;мерныецилиндры,воронкистеклянные,воронки
делительные цилиндрические {50-100 мл), ступки с пестиком, фарфоровые чашки, пинцеты,
фильтры бумажные, вата, марля, часовые стекла, электроплитки,
лабораторныештативы,спиртовыегорелки,спички,прибордляполучениягазов (или
пробирка с газоотводной трубкой), держатели для пробирок, склянки для хранения
реактивов, раздаточные лотки; химические стаканы {50, 100 и 200 мл); шпатели;
пинцеты; тигельные щипцы; секундомеры (таймеры), мерные пробирки (на 10-20 мл) и
мерные колбы (25, 50, 100 и 200 мл), водяная баня (или термостат),
стеклянныепалочки;коническиеколбыдлятитрования(50и100мл);индикаторные
полоскидляопределениярНистандартнаяиндикаторнаяшкала;универсальный индикатор;
пипетки на 1, 10, 50 мл (или дозаторы на 1, 5 и 10 мл), бюретки для титрования,
медицинские шприцы на 100-150 мл, лабораторные и/или аналитическиевесы,рНметры,сушильныйшкаф,идр.лабораторноеоборудование.
21

3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1 Для реализации программы библиотечный фонд образовательной
организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и
информационныересурсы,рекомендованныедляиспользованиявобразовательномпроцессе,
не старше 5 лет с моментаиздания.
3.2.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники для студентов:
1.Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия. Учебник — М., 2021.
2.Ерохин Ю.М., Фролов В.И, Сборник задач и упражнений: учеб. пособие для
студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2018.
3.Ерохин Ю.М. Химия для профессий и специальностей технического профиля. –
М., 2018
4.Бабков А.В., Баранова Т.И., Попков В.А. Химия. Учебник — М., 2014.
5.Габриелян О.С., Химия 10 класс. Базовый уровень. М.: Дрофа, 2017.
6.Габриелян О.С., Химия 11 класс. Базовый уровень. М.: Дрофа, 2017.
7.Химия 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/
О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Пономарев.- М.: Дрофа. 2002
8. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия: книга для преподавателя: учеб.-метод.
пособие. —
М., 2012.
9. Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 10 класс / О.С. Габриелян,
И.Г. Остроумов – М., 2004.
10. Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 11 класс: в 2 ч. / О.С.
Габриелян, Г.Г. Лысова, А.Г. Введенская – М., 2004.
Интернет-ресурсы:
https://new.znanium.com
catalog.iot.ru – каталог образовательных ресурсов в сети Интернет www.pvg.mk.ru
(олимпиада «Покори Воробьевы горы»).
www.hemi.wallst.ru (Образовательный сайт для школьников «Химия»).
22

www.alhimikov.net (Образовательный сайт для школьников).
www.chem.msu.su (Электронная библиотека по химии).
www.enauki.ru (интернет-издание для учителей «Естественные науки»).
www.1september.ru (методическая газета «Первое сентября»).
www.hvsh.ru (журнал «Химия в школе»).
www.hij.ru (журнал «Химия и жизнь»).
www.chemistry-chemists.com (электронный журнал «Химики и химия»)

23

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙдисциплины
Контроль и оценка результатов обучения осуществляется преподавателем в процессе
проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также
выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения определяют, что обучающиеся должны знать, понимать и
демонстрировать по завершении изучения дисциплины.
Для формирования, контроля и оценки результатов освоения учебной
дисциплиныиспользуетсясистемаоценочныхмероприятий,представляющаясобойкомплекс
учебных мероприятий, согласованных с результатами обучения и сформулированных с
учетом ФГОС СОО (предметные результаты по дисциплине)и ФГОССПО.
№ ОК/ПК
I

Модуль/Раздел/Тема

Результат обучения

Типы оценочных мероприятий

Основное содержание

1

ОК 01

1.1

Раздел 1. Основы
строения вещества

Формулировать базовые
понятия и законыхимии

Строение атомов
химических элементов
и природа химической
связи

Составлять химические
формулы соединений в
соответствии со степенью
окисления химических
элементов, исходя из
валентности и
электроотрицательности

1. Тест «Строение атомов
химическихэлементовиприрода
химической связи».
2. Задачи на составление
химических формул двухатомных
соединений (оксидов, сульфидов,
гидридов и т.п.).
3. Задания на использование
химической символики и
названий соединений по
номенклатуре международного
союза теоретической и
прикладной химии и
тривиальных названий для
составления химических формул
двухатомных соединений
(ОКСИДОВ,сульфидов,гидридов
и
т.п.) и других неорганических
соединений отдельных классов

24

1.2 ОК01
ОК02

2

2.1 ОК01
ОК04

Периодический закон и Характеризовать
таблица Д.И.
химические элементы в
Менделеева
соответствии с их
положением в
периодической системе
химических элементов
Д.И. Менделеева

Раздел 2. Химические
реакции
Типы химических
реакций

1. Тест «Металлические/
неметаллические свойства,
электроотрицательность и
сродствокэлектронухимических
элементов в соответствие с их
электронным строением и
положением в периодической
системе химических элементов
Д.И. Менделеева».
2. Практические задания на
установление связи между
строением атомов химических
элементов и периодическим
изменением свойств химических
элементов и их соединений в
соответствии с положением
Периодическойсистеме.
3. Практика-ориентированные
теоретические задания на
характеризацию химических
элементов: «Металлические/
неметаллические свойства,
электроотрицательность и
сродствокэлектронухимических
элементов в соответствие с их
электронным строением и
положением в периодической
системе химических элементов
Д.И.Менделеева»

Характеризовать типы
химических реакций

Контрольная работа
«Строение вещества и
химические реакции»

Составлять реакции
соединения, разложения,
обмена, замещения,
окислительновосстановительные
реакции

1. Задачи на составление
уравнений реакций:
- соединения,замещения,
разложения,обмена;
- окислительновосстановительных реакций с
использованием метода
электронногобаланса.
2. Задачи на расчет массы
вещества или объёма
газов по известному количеству
вещества, массе или объёму
одного из участвующих в
реакции веществ; расчёты массы
(объёма, количества вещества)
продуктов реакции, если одно из
веществ имеетпримси

25

2.2 ОК01
ОК04

Электролитическая
Составлять уравнения
диссоциация и ионный химических реакции
обмен
ионного обмена с
участием неорганических
веществ

1. Задания на составление

молекулярных и ионных реакций с
участием кислот, оснований и
солей, установление изменения
кислотностисреды
2. Лабораторная работа "Типы
химическихреакций"

Раздел 3. Строение и
свойства
неорганических
веществ

Исследовать строение и Контрольная работа
свойства неорганических «Свойства неорганических
веществ
веществ»

3.1 ОК1
ОК02

Классификация,
номенклатура и
строение
неорганических
веществ

Классифицировать
1. Тест «Номенклатура и
неорганические вещества в название неорганических
соответствии с их
веществисходяизиххимической
строением
формулы или составление
химической формулы исходя из
названия вещества по
международной или тривиальной
номенклатуре».
2. Задачи на расчетмассовой доли
(массы) химического элемента
(соединения) в молекуле(смеси).
3. Практические задания по
классификации, номенклатуре и
химическим формулам
неорганических веществ
различныхклассов.
4. Практические задания на
определение химической
активности веществ в
зависимости вида химической
связиитипакристаллической
решетки

3.2 ОК01
ОК02

Физико-химические
свойства
неорганических
веществ

Устанавливать
зависимость физикохимических свойств
неорганических веществ
от строения атомов и
молекул, а также типа
кристаллической решетки

3

1. Тест «Особенностихимических

СВОЙСТВО ОКСИДОВ,
КИСЛОТ,
оснований, амфотерных
гидроксидов и солей».
2. Задания на составление
уравненийхимическихреакцийс
участием простых исложных

26

неорганических веществ:
оксидов металлов, неметаллов и
амфотерных элементов;
неорганических кислот,
оснований и амфотерных
гидроксидов, неорганических
солей, характеризующих их
свойства и способы получения.
3. Практика-ориентированные
теоретические задания на
свойства и получение
неорганических веществ

3.3 ОК01
ОК02
ОК04

4

4.1 ОК01
ОК02
ОК04
ОК07

Идентификация
Исследовать
неорганических веществ качественные реакции
неорганических веществ

1. Практика-ориентированные
задания по составлению
химических реакций с участием
неорганических веществ,
используемых для их
идентификации. 2.Лабораторная
работа:
"Идентификация неорганических
веществ"

Раздел 4. Строение и Исследовать строение и
свойства органических свойства органических
веществ
веществ

Контрольная работа
«Строение и свойства
органических веществ»

Классификация,
строение и
номенклатура
органических веществ

1. Задания на составление

Классифицировать
органические вещества в
соответствии с их
строением

названий органических
соединений по тривиальной или
международной систематической
номенклатуре.
2. Задания на составление
полных и сокращенных
структурных формул
органических веществ отдельных
классов.
3. Задачи на определение
простейшей формулы
органической молекулы, исходя из
элементного состава(в%)

27

4.2 ОК01
ОК02
ОК04
пк...

Свойства органических Устанавливать
соединений
зависимость физикохимических свойств
органических веществ от
строения молекул

1. Задания на составление

4.3 ОК01
ОК02
ОК04
ОК07

Идентификация
органических веществ,
их значение и
применение в бытовой и
производственной
деятельности человека

Исследовать
качественные реакции
органических соединений
отдельных классов

1. Практико-ориентированные
задания по составлению
химических реакций с участием
органических веществ, в т.ч.
используемых для их
идентификации в быту и
промышленности.
2.Лабораторная работа:
"Идентификация органических
соединений отдельных классов"

Раздел 5.
Кинетические и
термодинамические
закономерности
протекания
химических реакций

Характеризовать
влияние различных
факторов на равновесие и
скорость химических
реакций

5

5

ОК01
ОК02

Скорость
химических Характеризовать влияние
реакций.Химическое концентрации
равновесие
реагирующих веществ и
температуры на скорость
химических реакций
Характеризовать влияние
изменения концентрации
веществ, реакции среды и
температуры на смещение
химического равновесия

уравненийхимическихреакцийс
участием органических веществ
на основании их состава и
строения.
2. Задания на составление
уравнений химических реакций,
иллюстрирующих химические
свойства с учетом механизмов
протекания данных реакций и
генетической связи органических
веществ разныхклассов.
3. Расчетные задачи по
уравнениям реакций с участием
органическихвеществ.
4. Лабораторная работа
"Превращения органических
веществ принагревании"

Практика-ориентированные
теоретические задания на анализ
факторов, влияющих на
изменение скорости химической
реакции. Практикаориентированные задания на
применение принципа ЛеШателье для нахождения
направления смещения
равновесия химической реакции и
анализ факторов, влияющих на
смещение химического
равновесия
28

б

Раздел 6. Растворы

Исследовать
истинные
растворы с заданными
характеристиками

6.1

ОК01
ОК02
ОК07
ПК1.1ПК1.5

Понятие о растворах

Различать истинные
растворы

6.2

ОК01
ОК04
пк...

Исследование свойств
растворов

Исследовать
физико- Лабораторная работа
химические
свойства "Приготовление растворов"
истинных растворов

11

Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)

7

ОК01
ОК02
ОК04
ОК07
ПК1.1ПК1.5

1. Задачи на приготовление

растворов.
2. Практика-ориентированные
расчетные задания на
дисперсные системы,
используемые в бытовой и
производственной деятельности
человека

Раздел 7.
Химия в быту и
производственной
деятельности человека

Оценивать последствия Защитакейса(сучетомбудущей
бытовой и
профессиональной
производственной
деятельности)
деятельности человека с
позиций экологической
безопасности

Химия в быту и
производственной
деятельности человека

Оценивать последствия
бытовой и
производственной
деятельности человека с
позиций экологической
безопасности

Кейс (с учетом будущей
профессиональной деятельности)
Возможные темы кейсов:
1. Потепление
климатаи
высвобождение
газовых
гидратовсоднаокеана.
2. Будущиематериалыдляавиа-,
машина- иприборостроения.
3. Новыематериалыдля
солнечныхбатарей.
4. Лекарства на основе
растительныхпрепаратов

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».