СОДЕРЖАНИЕ №№ Наименование П/П Общая характеристика рабочей 1 программыобщеобразовательной дисциплины 2 Структура и содержание общеобразовательной дисциплины 3 Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины 4 Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины Стр. 5 12 21 23 4 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ«ХИМИЯ» 1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательнойпрограммы Общеобразовательнаядисциплина«Химия»изучаетсянабазовомуровнев общеобразовательном цикле учебного плана основной профессиональной образовательной программы укрупненных групп специальностей /профессий: 23.00.00, Трудоемкость дисциплины «Химия» на базовом уровне составляет 72 часа, из которых64часа-базовыймодуль(6разделов)и8часов-прикладноймодуль(1 раздел), включающий практика-ориентированное содержание конкретной профессии . Прикладной модуль включает один раздел. Раздел 7 «Химия в быту и производственной деятельности человека» реализуется для профессии27.01.17 на материале кейсов, связанных с экологической безопасностью и оценкой последствий бытовой и производственной деятельности, по отраслям будущей профессиональной деятельности обучающихся. 1.2. Цели и планируемые результаты освоениядисциплины 1.2.1. Цели и задачидисциплины Формирование у студентов представления о химической составляющей естественно-научнойкартинымиракакосновыпринятиярешенийвжизненныхи производственныхситуациях,ответственногоповедениявприроднойсреде. Задачи дисциплины: 1) сформировать понимание закономерностей протекания химических процессов и явлений в окружающей среде, целостной научной картины мира, взаимосвязи и взаимозависимости естественныхнаук; 2) развить умения составлять формулы неорганических и органических веществ,уравненияхимическихреакций,объяснятьихсмысл,интерпретировать результаты химическихэкспериментов, 3) сформировать навыки проведения простейших химических экспериментальных исследований с соблюдением правил безопасного обращенияс веществами и лабораторнымоборудованием; 4) развить умения использовать информацию химического характераиз различных источников; 5) сформировать умения прогнозировать последствия своей деятельности и химических природных, бытовых и производственныхпроцессов; 6) сформироватьпониманиезначимостидостиженийхимическойнаукии технологий для развития социальной и производственной сфер 5 1.2.2. Код и наименование формируемых компетенций ок01. Выбирать способы Планируемыерезультатыосвоенияобщеобразовательнойдисциплинывсоответствии 1.2.3. сФГОССПОинаоснове ФГОССОО Планируемые результаты освоения дисциплины Общие1 Дисциплинарные2 - владеть системой химических знаний, которая включает: В части трудового воспитания: - готовность к труду, осознание ценности основополагающие понятия (химический элемент, атом, электронная мастерства,трудолюбие; оболочка атома, s-, р-, d-электронные орбитали атомов, ион, молекула, решениязадач готовность к активной деятельности валентность, электроотрицательность, степень окисления,химическая профессиональ технологической и социальной направленности, связь,моль,молярная масса, молярный объем,углеродный скелет, ной способность инициировать, планировать и функциональная группа, радикал, изомерия, изомеры,гомологическийряд,деятельности самостоятельно выполнятьтакуюдеятельность; гомологи, углеводороды, кислороди азотсодержащие соединения, применительно - интерес к различным сферам профессиональной биологически активные вещества (углеводы, жиры,белки),мономер,кразличным деятельности, полимер, структурное звено, высокомолекулярные соединения, контекстамОвладение универсальными учебными кристаллическая решетка, типы химическихреакций (окислительнопознавательнымидействиями: восстановительные, экзо-и эндотермические, реакции ионногообмена), а) базовыелогическиедействия: раствор, электролиты, не электролиты, электролитическаядиссоциация, самостоятельно формулировать и окислитель, восстановитель, скорость химической реакции, химическое актуализировать проблему, рассматриватьее равновесие), теории и законы (теория химического строения органических всесторонне; веществ А.М. Бутлерова, теория электролитической диссоциации, устанавливать существенный признак или периодический закон Д.И. Менделеева, закон сохранения массы), основания для сравнения, классификации и закономерности, символический язык химии, фактологические сведения о обобщения; свойствах, составе, получении и безопасном использованииважнейших определять цели деятельности, задавать неорганических и органических веществ в быту и практической параметрыикритерииихдостижения; деятельностичеловека; выявлять закономерности и противоречия в - уметь выявлять характерные признаки и взаимосвязь изученных понятий, рассматриваемыхявлениях; применять соответствующие понятия при описаниистроения и свойств 6 - вносить коррективы в деятельность, оценивать неорганических и органических веществ и их превращений; выявлять соответствиерезультатовцелям,оцениватьрискивзаимосвязьхимическихзнанийспонятиямиипредставлениямидругихпоследст вийдеятельности; естественнонаучныхпредметов; - развивать креативное мышление при решении - уметь использовать наименования химических соединений жизненныхпроблем международногосоюзатеоретическойиприкладнойхимииитривиальные б) базовыеисследовательскиедействия: названия важнейших веществ (этилен, ацетилен, глицерин,фенол, - владеть навыками учебно-исследовательской и формальдегид, уксусная кислота, глицин, угарный газ, углекислый газ, проектной деятельности, навыками разрешения аммиак, гашеная известь, негашеная известь, питьевая сода и других), проблем; составлять формулы неорганических и органических веществ,уравнения - выявлять причинно-следственные связи и химических реакций, объяснять их смысл; подтверждать характерные актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее химические свойства веществ соответствующими экспериментами и решения, находить аргументы для доказательства записями уравнений химическихреакций; своих утверждений, задавать параметры и - уметь устанавливать принадлежность изученных неорганических и критериирешения; органических веществ к определенным классам и группамсоединений, - анализировать полученные в ходе решения характеризовать их состав и важнейшие свойства; определять виды задачи результаты, критически оценивать их химических связей (ковалентная, ионная, металлическая, водородная), достоверность, прогнозировать изменение в типы кристаллических решеток веществ; классифицировать химические новыхусловиях; реакции; - уметь переносить знания в познавательную и - сформировать представления: о химической составляющей практическуюобластижизнедеятельности; естественнонаучной картины мира, роли химии в познании явлений уметь интегрировать знания из разных природы, в формировании мышления и культуры личности, ее предметныхобластей; функциональной грамотности, необходимой для решенияпрактических - выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные задач и экологически обоснованного отношения к своему здоровью и подходыирешения; природнойсреде; - способность ихиспользованияв - уметь проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям познавательнойисоциальнойпрактике химических реакций с использованием физическихвеличин, характеризующих вещества с количественной стороны: массы, объема (нормальные условия) газов, количества вещества; использовать системные химические знания для принятия решений в конкретных жизненных ситуациях, связанных с веществами и их применением ок02. Использовать современные В области ценностинаучногопознания: -уметьпланироватьивыполнятьхимическийэксперимент(превращения сформированность мировоззрения,органическихвеществпринагревании,получениеэтиленаиизучениеего соответствующего современному уровню свойств,качественныереакциинаальдегиды,крахмал,уксуснуюкислоту; 7 средства развития науки и общественной практики, денатурациябелковпринагревании,цветныереакциибелков;проводить поиска, анализа и интерпретации информации и информационн ые технологии для выполнения задач профессиональ ной деятельности основанного на диалоге культур, реакции ионного обмена, определять среду водных растворов, способствующего осознанию своего места в качественныереакциинасульфат-,карбонат-ихлорид-анионы,накатион поликультурном мире; аммония; решать экспериментальные задачи по темам "Металлы" и - совершенствование языковой и читательской "Неметаллы") в соответствии с правилами техники безопасности при культуры как средства взаимодействия между обращениисвеществамиилабораторнымоборудованием;представлять людьми и познания мира; результаты химического эксперимента в форме записи уравнений - осознание ценности научной деятельности, соответствующих реакцийиформулировать выводы на основеэтих готовность осуществлять проектную и результатов; исследовательскую деятельность индивидуально - уметь анализировать химическую информацию, получаемую из разных Ивгруппе; источников (средств массовой информации, сеть Интернет и другие); Овладение универсальными учебными -владетьосновнымиметодаминаучногопознаниявеществихимических явлений (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование); познавательными действиями: - уметь проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям в) работа с информацией: - владеть навыками получения информации из химических реакций с использованием физических величин, источников разных типов, самостоятельно характеризующих вещества с количественной стороны: массы, объема осуществлять поиск, анализ, систематизацию и (нормальные условия) газов, количества вещества; использовать интерпретацию информации различных видов и системные химические знания для принятия решений в конкретных форм представления; жизненных ситуациях, связанных с веществами и их применением -создаватьтекстывразличныхформатах сучетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; оценивать достоверност легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам; - использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; 8 - владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности; ок04. Эффективно - готовность ксаморазвитию,самостоятельности -уметьпланироватьивыполнятьхимическийэксперимент(превращения Исамоопределению; органическихвеществпринагревании,получениеэтиленаиизучениеего взаимодейство -овладениенавыкамиучебно-исследовательской,свойств,качественныереакциинаальдегиды,крахмал,уксуснуюкислоту; вать и работать проектнойисоциальнойдеятельности; денатурациябелковпринагревании,цветныереакциибелков;проводить Вколлективеи Овладениеуниверсальнымикоммуникативнымиреакции ионного обмена, определять среду водных растворов, команде действиями: качественныереакциинасульфат-,карбонат-ихлорид-анионы,накатион 6)совместнаядеятельность: аммония; решать экспериментальные задачи по темам "Металлы"и понимать и использовать преимущества "Неметаллы") в соответствии с правилами техники безопасностипри командной ииндивидуальнойработы; обращениисвеществамиилабораторнымоборудованием;представлять - принимать цели совместной деятельности, результаты химического эксперимента в форме записи уравнений организовыватьикоординироватьдействияпоее соответствующих реакцийиформулировать выводы на основеэтих достижению: составлять план действий,результатов распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы; - координировать и выполнять работу в условиях реального,виртуального икомбинированного взаимодействия; осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным Овладение универсальными регулятивными действиями: г) принятие себя и других людей: - принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; - признавать свое право и право других людей на ошибки; - развивать способность понимать мир с позиции другого человека; 9 ок07. сформировать представления: о химической составляющей В области экологического воспитания: Содействовать - сформированность экологической культуры,естественнонаучной картины мира, роли химии в познании явлений понимание влияния социально-экономическихприроды, в формировании мышления и культуры личности, ее сохранению процессовнасостояниеприроднойисоциальной функциональной грамотности, необходимой для решения практических окружающей среды, осознание глобального характеразадач и экологически обоснованного отношения к своему здоровью и среды, экологическихпроблем; природнойсреде; ресурсосбереж - планирование и осуществление действий в- уметь соблюдать правила экологически целесообразного поведения в ению, окружающей среде на основе знания целейбыту и трудовой деятельности в целях сохранения своего здоровья и применять устойчивого развитиячеловечества; окружающей природной среды; учитывать опасность воздействия на живые знания об активное неприятие действий,приносящих вредорганизмы определенных веществ, понимая смысл показателя предельной изменении окружающейсреде; допустимойконцентрации климата, умение прогнозировать неблагоприятные принципы экологические последствия предпринимаемых бережливого действий, предотвращать их; производства, - расширение опыта деятельности экологической направленности; эффективно действовать в - овладение навыками учебно-исследовательской, чрезвычайных проектной и социальнойдеятельности; ситуациях mr... 1 Указываются личностные и метапредметные результаты из ФГОС СОО (в последней редакции от 12.08.2022) в отглагольной форме, формируемые общеобразовательной дисциплиной 2 Дисциплинарные (предметные) результаты указываются в соответствии с методикой преподавания дисциплины Профессиональные компетенции23.01.17 ПК 1.1.Определять техническое состояние автомобильных двигателей ПК 1.2. Определять техническое состояние электрических и электронных систем автомобилей ПК 1.3. Определять техническое состояние автомобильных трансмиссий ПК 1.4.Определять техническое состояние ходовой части и механизмов управления автомобилей ПК 1.5. Выявлять дефекты кузовов, кабин и платформ 3 ПК указываются в соответствии с ФГОС СПО реализуемой профессии/ специальности 10 Личностные результаты реализации программы воспитания (дескрипторы) Российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); Гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности Готовность к служению Отечеству, его защите Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям Навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности Код личностных результатов реализации программы воспитания ЛР 1 ЛР 2 ЛР 3 ЛР 4 ЛР 5 ЛР 6 ЛР 7 ЛР 8 ЛР 9 11 Эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений Принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь 2. СТРУКТУРА И ДИСЦИПЛИНЫ«ХИМИЯ» СОДЕРЖАНИЕ ЛР 10 ЛР 11 ЛР 12 ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ 2.1. Объем дисциплины и виды учебнойработы Вид учебной работы Объем образовательной программы дисциплины в т.ч. Основное содержание Объем в часах 72 64 вт. ч.: теоретическое обучение 30 24 практические занятия лабораторные занятия Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля) вт.ч.: 10 6 2 4 2 семестры теоретическое обучение практические занятия Промежуточная аттестация (зачет) 1 2 34 38 ДЗ. 3 4 2.2. Распределение учебной нагрузки по семестрам обучения № раздела, темы Наименование разделов и тем Всего часов 1 семестр -34 часа Раздел 1. Основы строения вещества Строение атомов химических Тема 1.1. элементов и природа химической связи Периодический закон и таблица Тема 1.2. 4 2 6 Тео -рия 2 В том числе ЛЗ ПЗ КР 2 2 12 Д.И. Менделеева Раздел 2. Химические реакции Тема 2.1 Тема 2.2 Контрольная работа 1 Раздел 3. Тема 3.1 Тема3.2 Тема3.3 Контрольнаяра бота 2 Раздел 4. Тема 4.1 Тема 4.2 Тема4.3 Контрольнаяра бота 3 Раздел 5. Тема5.1 Раздел 6. Тема 6.1 Тема 6.2 Тема 7 Дифференцирован ный зачет Итого Типы химических реакций Электролитическая диссоциация и ионный обмен Строение вещества и химические реакции Строение и свойства неорганических веществ Классификация, номенклатура и строение неорганических веществ Физико- химические свойства неорганических веществ Идентификация неорганических веществ Свойстванеорганическихвеществ 4 4 Тема 4.1. Классификация, строение и номенклатура органических веществ Тема 4.2. Свойства органических соединений Тема 4.3. Идентификация органических веществ, их значение и применение в бытовой и производственной деятельности человека Структура и свойства органических веществ Кинетические и термодинамические закономерности протекания химических реакций Скорость химическихреакций. Химическое равновесие Растворы Тема 6.1. Понятие о растворах Тема 6.2. Исследование свойств растворов Химия в быту и производственной деятельности человека 2 2 2 2 2 2 18 6 4 2 8 6 2 2 2 2 2 семестр -38 часов Строение и свойства органическихвеществ 10 2 22 4 2 2 10 6 2 6 4 2 4 2 2 4 4 2 2 4 2 2 2 2 6 2 4 2 72 32 10 22 6+2 13 ПЗ – практические занятия, КР – контрольные работыЛР.-лабораторные работы 14 2.2. Тематический план и содержаниедисциплины Наименование разделов и тем Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное}, лабораторные и практические занятия, прикладной модуль Объем часов 1 2 3 Основное содержание Раздел 1. Основы строения вещества Тема 1.1. Строение атомов химических элементов и природа химической связи Тема 1.2. Периодический закон и таблица Д.И. Менделеева 4 64 6 Основное содержание 4 Теоретическое обучение 2 Современная модель строения атома. Символический язык химии. Химический элемент. Электронная конфигурация атома. Классификация химических элементов (s-, р-, d-элементы). Валентные электроны.Валентность.Электроннаяприродахимическойсвязи.Электроотрицательность.Виды химическойсвязи(ковалентная,ионная,металлическая,водородная)испособыееобразования Формируем ые компетенц ии ОК 01 ЛР01 - ЛР12 2 Практические занятия № 1,2 Решение заданий на использование химической символики и названий соединений по номенклатуре международного союза теоретической и прикладной химии и тривиальных названий для составления химических формул двухатомных соединений (оксидов, сульфидов, гидридов и т.п.) и других неорганических соединений отдельных классов. Практические задания на установление связи между строением атомов химических элементов и периодическим изменением свойств химических элементов и их соединений в соответствии с положением Периодической системы. 2 Основное содержание 2 Практические занятия № 3,4 2 Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева. Закономерности изменения свойств химических элементов,образуемыхимипростыхисложныхвеществвсоответствиисположениемхимического 2 2 ОК 01 ЛР01 - ЛР12 12 элементавПериодическойсистеме.МировоззренческоеинаучноезначениеПериодического законаД.И.Менделеева.ПрогнозыД.И.Менделеева.Открытиеновыххимическихэлементов. Решение практика-ориентированных теоретических заданий на характеризацию химических элементов «Металлические/ неметаллические свойства, электроотрицательность химических элементов в соответствии с их электронным строением и положением в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева» Раздел 2. Химические реакции 10 Тема 2.1. Типы химических реакций Основное содержание 4 Теоретическое обучение 2 Классификация и типы химических реакций с участием неорганических веществ. Составление уравненийреакцийсоединения,разложения,замещения,обмена,вт.ч.реакцийгорения,окислениявосстановления. Уравнения окисления-восстановления. Степень окисления. Окислитель и восстановитель. Составление и уравнивание окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса. Окислительно-восстановительные реакции в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов 2 Практические занятия № 5,6 2 Количественные отношения в химии. Основные количественные законы в химии и расчеты по уравнениямхимическихреакций.Молькакединицаколичествавещества.Молярнаямасса.Законы сохранения массы и энергии. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов.Расчетыпоуравнениямхимическихреакцийсиспользованиеммассы,объема(нормальные условия) газов, количествавещества 2 Тема 2.2. Основное содержание Электролитическая диссоциация и Теоретическое обучение ионный обмен Теория электролитической диссоциации. Ионы. Электролиты, неэлектролиты. Реакции ионного обмена.Составлениереакцийионногообменапутемсоставленияихполныхисокращенныхионных уравнений. Кислотно-основные реакции. Задания на составление ионных реакций 4 ОК 01 ЛР01 - ЛР12 ОК 01 ,ОК04 ЛР01 - ЛР12 2 2 13 Лабораторные занятия № 1,2 Лабораторная работа "Типы химическихреакций". Исследование типов (по составу и количеству исходных и образующихся веществ) и признаков химических реакций. Проведение реакций ионного обмена, определение среды водных растворов. Задания на составление ионных реакций 2 2 Контрольная работа 1 Строение вещества и химические реакции 2 Раздел 3. Строение и свойства неорганических веществ 18 Тема 3.1. Основное содержание 6 Классификация, номенклатура и строение неорганических веществ Теоретическое обучение 4 Предмет неорганической химии. Классификация неорганических веществ. Простые и сложные вещества.Основныеклассысложныхвеществ(оксиды,гидроксиды,кислоты,соли).Взаимосвязь неорганических веществ. Агрегатные состояния вещества. Кристаллические и аморфныевещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная, металлическая). Зависимость физических свойств вещества от типа кристаллической решетки. Зависимость химической активности веществ от вида химической связи и типа кристаллической решетки. Причины многообразия веществ Практические занятия № 7,8 Номенклатуранеорганическихвеществ:названиевеществаисходяизиххимическойформулыили составлениехимическойформулыисходяизназваниявеществапомеждународной(ИЮПАК)или тривиальной номенклатуре. Решение практических заданий по классификации,номенклатуре и химическим формулам неорганическихвеществразличныхклассов(угарныйгаз,углекислыйгаз,аммиак,гашенаяизвесть, негашенаяизвесть,питьеваясодаидругих):называтьисоставлятьформулыхимическихвеществ, определять принадлежность к классу. Источники химической информации (средств массовой информации, сеть Интернет и другие). Поиск информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам ОК 01 ЛР01 - ЛР12 .. 4 2 2 14 Тема 3.2. Физико- Основное содержание химические Теоретическое обучение свойства неорганических Металлы. Общие физические и химические свойства металлов. Способы получения. Значение веществ металлов и неметаллов в природе и жизнедеятельности человека и организмов. Коррозия металлов: виды коррозии, способы защиты металлов от коррозии 6 2 Химические свойства основных классов неорганических веществ (оксидов, гидроксидов, кислот, солейидр.).Закономерностивизменениисвойствпростыхвеществ,водородныхсоединений, высших оксидов игидроксидов 2 Практические занятия № 9,10 2 Основное содержание Лабораторные занятия № 3,4 Лабораторная работа «Идентификация неорганических веществ». Решение экспери ментальных задач по химическим свойствам металлов и неметаллов, по распознаванию и получению соединений металлов и неметаллов. Идентификация неорганических веществ с использованием их физико-химических свойств, характерных качественных реакций. Качественные реакции на сульфат-, карбонат- и хлорид-анионы, на катион аммония ОК 01 ОК02 ЛР01 - ЛР12 ПК 1.1.-ПК1.5 2 Неметаллы. Общие физические и химические свойства неметаллов. Типичные свойства неметаллов IVVII групп. Классификация и номенклатура соединений неметаллов. Круговороты биогенных элементов в природе Составление уравнений химических реакций с участием простых и сложных неорганических веществ: металловинеметаллов;оксидовметаллов,неметалловиамфотерныхэлементов;неорганических кислот, оснований и амфотерных гидроксидов; неорганических солей, характеризующих их свойства. Решение практика-ориентированных теоретических заданий на свойства, состав, получение и безопасное использование важнейших неорганических веществ в быту и практической деятельности человека Тема 3.3. Идентификация неорганических веществ 8 2 2 2 ОК 01 ОК02 ОК04 ЛР01 - ЛР12 2 15 Контрольная работа 2 Свойства неорганических веществ 2 Раздел 4. Строение и свойства органическихвеществ 22 Тема 4.1. Классификация, строение и номенклатура органических веществ Основное содержание 4 Теоретическое обучение 2 Появлениеиразвитиеорганическойхимиикакнауки.Предметорганическойхимии.Местои значение органической химии в системе естественныхнаук. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений А.М. Бутлерова. Углеродный скелет органической молекулы. Зависимость свойств веществ от химического строения молекул. Изомерия и изомеры. Понятиеофункциональнойгруппе.Радикал.Принципыклассификацииорганическихсоединений. Международная номенклатура и принципы номенклатуры органических соединений. Понятие об азотсодержащихсоединениях,иологическиактивныхвеществах(углеводах, жирах,белкахидр.), высокомолекулярных соединениях (мономер, полимер, структурноезвено) Практические занятия № 11,12 Номенклатура органических соединений отдельных классов (насыщенные, ненасыщенные и ароматические углеводороды, спирты, фенолы, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты и др.) Составление полных и сокращенных структурных формул органических веществ отдельных классов, используя их названия по систематической и тривиальной номенклатуре (этилен, ацетилен, глицерин, фенол, формальдегид, уксусная кислота, глицин). Расчеты простейшей формулы органической молекулы, исходя из элементного состава (в%) Тема 4.2. Свойства органических соединений 2 2 2 Основное содержание 10 Теоретическое обучение 4 Физико-химические свойства органических соединений отдельных классов (особенности классификации и номенклатуры внутри класса; гомологический ряд и общая формула; изомерия; физические свойства; химические свойства; способыполучения): ОК 01 ОК02 ОК04 ЛР01 - ЛР12 ОК 01 ОК02 ОК04 ЛР01 - ЛР12 16 предельные углеводороды (алканы и циклоалканы). Горение метана как один из основных источников тепла в промышленности и быту. Свойства природных углеводородов, нахождение в природе и применениеалканов; - непредельные (алкены, алкины и алкадиены) и ароматические углеводороды. Горение ацетилена как источник высокотемпературного пламени для сварки и резкиметаллов - -кислородсодержащиесоединения(спиртыифенолы,карбоновыекислотыиэфиры,альдегидыи кетоны, жиры, углеводы). Практическое применение этиленгликоля, глицерина, фенола. Применение формальдегида, ацетальдегида, уксусной кислоты. Мыла как соли высших карбоновых кислот. Моющие свойствамыла -азотсодержащие соединения(аминыиаминокислоты,белки).Высокомолекулярныесоединения (синтетическиеибиологически-активные).Мономер,полимер,структурноезвено.Полимеризация этилена как основное направление егоиспользования. Генетическая связь между классами органических соединений Практические занятия № 13,14,15,16 Свойства органических соединений отдельных классов (тривиальная и международная номенклатура, химические свойства, способы получения): предельные (алканы и циклоалканы), непредельные (алкены,алкиныиалкадиены)иароматическиеуглеводороды,спиртыифенолы,карбоновыекислоты и эфиры, альдегиды и кетоны, амины и аминокислоты, высокомолекулярные соединения. Задания на составление уравнений химических реакций с участием органических веществ на основании их состава истроения Составление схем реакций (в том числе по предложенным цепочкам превращений), характеризующих химические свойства органических соединений отдельных классов, способы их получения и название органических соединений по тривиальной или международной систематической номенклатуре. Решениепрактика-ориентированныхтеоретическихзаданийнасвойстваорганическихсоединений отдельныхклассов Лабораторная работа № 5,6 Лабораторная работа "Превращения органических веществ при нагревании". Получениеэтиленаиизучениеегосвойств.Моделированиемолекулихимическихпревращенийна примере этана, этилена, ацетилена идр. 2 2 4 2 2 2 2 17 Тема 4.3. Идентификация органических веществ, их значение и применение в бытовой и производственной деятельности человека Основное содержание 6 Теоретическое обучение Биоорганическиесоединения.Применениеибиологическаярольуглеводов.кислениеуглеводов - источник энергии живых организмов. Области применения аминокислот. Превращения белков пищи в организме. Биологические функции белков. Биологические функции жиров. Роль органической химии в решении проблем пищевой безопасности 4 2 Рольорганической химииврешениипроблемэнергетическойбезопасности,вразвитии имедицины, создании новых материалов, новых источников энергии (альтернативные источники энергии). Опасность воздействия на живые организмы органических веществ отдельных классов (углеводороды, спирты, фенолы, хлорорганические производные, альдегиды и др.), смысл показателя предельно допустимойконцентрации 2 Лабораторные занятия № 7,8 2 Лабораторная работа: "Идентификация органических соединений отдельных классов" Идентификация органических соединений отдельных классов (на примере альдегидов, крахмала, уксусной кислоты, белков и т.п.) с использованием их физико-химических свойств и характерных качественных реакций. Денатурация белка при нагревании. Цветные реакции белков. Возникновение аналитическогосигналасточкизренияхимическихпроцессовприпротеканиикачественнойреакции, позволяющей идентифицировать предложенные органическиевещества ОК 01 ОК02 ОК04 ОК7 ЛР01 - ЛР12 2 Контрольная работа 3 Структура и свойства органических веществ 2 Раздел 5. Кинетические и термодинамические закономерности протекания химических реакций 4 Скорость химических реакций. Химическое равновесие Основное содержание 4 ОК 01 ОК02 ЛР01 - ЛР12 18 Теоретическое обучение Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов: природы реагирующих веществ, концентрации реагирующих веществ, температуры и площади реакционной поверхности. Тепловые эффекты химических реакций. Экзо- и эндотермические, реакции. Обратимость реакций. Химическое равновесие и его смещение под действием различных факторов (концентрация реагентов или продуктов реакции, давление, температура) для создания оптимальных условий протекания химических процессов. Принцип ЛеШателье Практические занятия № 17,18 Решение практика-ориентированных заданий на анализ факторов, влияющих на изменение скорости химическойреакции,вт.ч.спозицийэкологическицелесообразногоповедениявбытуитрудовой деятельности в целях сохранения своего здоровья и окружающей природнойсреды. Решение практика-ориентированных заданий на применение принципа Ле-Шателье для нахождения направления смещения равновесия химической реакции и анализ факторов, влияющих на смещение химического равновесия Раздел 6. Растворы Тема 6.1. Понятие Основное содержание о растворах Теоретическое обучение Растворение как физико-химический процесс. Растворы. Способы приготовления растворов. Растворимость. Массовая доля растворенного вещества. Смысл показателя предельно допустимой концентрации и его использование в оценке экологической безопасности. Правила экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности в целях сохранения своего здоровья и окружающей природной среды; опасность воздействия на живые организмы определенных веществ. Решение практика-ориентированных расчетных заданий на растворы, используемые вбытовой и производственной деятельности человека 2 2 2 ОК 01 ОК02 ЛР01 - ЛР12 2 4 2 2 2 Основное содержание 2 Лабораторные занятия 2 ОК 01 ОК02 ОК04 ОК7 ЛР01 - ЛР12 ПК 1.1.-ПК1.4 ОК 01 ОК02 ОК04 ОК7 ЛР01 - ЛР12 ПК 1.1.-ПК1.4 19 Лабораторная работа № 9,10«Приготовление растворов». Тема 6.2. Исследование Приготовление растворов заданной (массовой, %) концентрации (с практика-ориентированными свойств растворов вопросами) и определение среды водных растворов. Решение задач на приготовление растворов 2 Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля) Раздел 7. Химия в быту и производственной деятельности человека Химия в быту и производственной Основное содержание деятельности человека Теоретическое обучение Новейшие достижения химической науки и химической технологии. Роль химии в обеспечении экологической, энергетической и пищевой безопасности, развитии медицины. Правила поиска и анализахимическойинформацииизразличныхисточников(научнаяиучебно-научнаялитература, средства массовой информации, сетьИнтернет) 6 6 2 ОК 01 ОК02 ОК04 ОК7 ЛР01 - ЛР12 ПК 1.1.-ПК1.5 2 Практические занятия №,19,20,21,22 Поиск и анализ кейсов о применении химических веществ и технологий с учетом будущей профессиональной деятельности по темам: важнейшие строительные материалы, конструкционные материалы, краски, стекло, керамика, материалы для электроники, наноматериалы, текстильные волокна, источники энергии, органические и минеральные удобрения, лекарственные вещества, бытовая химия. Защита: Представление результатов решения кейсов в форме мини-доклада с презентацией 4 Промежуточная аттестация по дисциплине дифференцированный зачет 2 Всего 72 20 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническомуобеспечению Для реализации программы дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: учебный кабинет химии и/или учебной химической лаборатории. Оборудование учебного кабинета (наглядные пособия): наборы шаростержневых моделей молекул, модели кристаллических решеток, коллекции простыхисложныхвеществи/иликоллекцииполимеров;коллекциягорныхпороди минералов, таблица Менделеева, учебные фильмы, цифровые образовательные ресурсы. Технические средства обучения: компьютер с устройствами воспроизведениязвука,принтер,мультимедиа-проекторсэкраном,мультимедийная доска, указка-презентердляпрезентаций. Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: мензурки, пипеткикапельницы, термометры, микроскоп, лупы, предметные и покровные стекла,планшетыдлякапельныхреакций,фильтровальнаябумага,промывалки, стеклянныепробирки,резиновыепробки,фонарики,наборреактивов,стеклянные палочки,штативыдляпробирок;мерныецилиндры,воронкистеклянные,воронки делительные цилиндрические {50-100 мл), ступки с пестиком, фарфоровые чашки, пинцеты, фильтры бумажные, вата, марля, часовые стекла, электроплитки, лабораторныештативы,спиртовыегорелки,спички,прибордляполучениягазов (или пробирка с газоотводной трубкой), держатели для пробирок, склянки для хранения реактивов, раздаточные лотки; химические стаканы {50, 100 и 200 мл); шпатели; пинцеты; тигельные щипцы; секундомеры (таймеры), мерные пробирки (на 10-20 мл) и мерные колбы (25, 50, 100 и 200 мл), водяная баня (или термостат), стеклянныепалочки;коническиеколбыдлятитрования(50и100мл);индикаторные полоскидляопределениярНистандартнаяиндикаторнаяшкала;универсальный индикатор; пипетки на 1, 10, 50 мл (или дозаторы на 1, 5 и 10 мл), бюретки для титрования, медицинские шприцы на 100-150 мл, лабораторные и/или аналитическиевесы,рНметры,сушильныйшкаф,идр.лабораторноеоборудование. 21 3.2. Информационное обеспечение реализации программы 3.2.1 Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационныересурсы,рекомендованныедляиспользованиявобразовательномпроцессе, не старше 5 лет с моментаиздания. 3.2.2. Информационное обеспечение обучения Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники для студентов: 1.Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия. Учебник — М., 2021. 2.Ерохин Ю.М., Фролов В.И, Сборник задач и упражнений: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2018. 3.Ерохин Ю.М. Химия для профессий и специальностей технического профиля. – М., 2018 4.Бабков А.В., Баранова Т.И., Попков В.А. Химия. Учебник — М., 2014. 5.Габриелян О.С., Химия 10 класс. Базовый уровень. М.: Дрофа, 2017. 6.Габриелян О.С., Химия 11 класс. Базовый уровень. М.: Дрофа, 2017. 7.Химия 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Пономарев.- М.: Дрофа. 2002 8. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия: книга для преподавателя: учеб.-метод. пособие. — М., 2012. 9. Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 10 класс / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов – М., 2004. 10. Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 11 класс: в 2 ч. / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова, А.Г. Введенская – М., 2004. Интернет-ресурсы: https://new.znanium.com catalog.iot.ru – каталог образовательных ресурсов в сети Интернет www.pvg.mk.ru (олимпиада «Покори Воробьевы горы»). www.hemi.wallst.ru (Образовательный сайт для школьников «Химия»). 22 www.alhimikov.net (Образовательный сайт для школьников). www.chem.msu.su (Электронная библиотека по химии). www.enauki.ru (интернет-издание для учителей «Естественные науки»). www.1september.ru (методическая газета «Первое сентября»). www.hvsh.ru (журнал «Химия в школе»). www.hij.ru (журнал «Химия и жизнь»). www.chemistry-chemists.com (электронный журнал «Химики и химия») 23 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙдисциплины Контроль и оценка результатов обучения осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения определяют, что обучающиеся должны знать, понимать и демонстрировать по завершении изучения дисциплины. Для формирования, контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплиныиспользуетсясистемаоценочныхмероприятий,представляющаясобойкомплекс учебных мероприятий, согласованных с результатами обучения и сформулированных с учетом ФГОС СОО (предметные результаты по дисциплине)и ФГОССПО. № ОК/ПК I Модуль/Раздел/Тема Результат обучения Типы оценочных мероприятий Основное содержание 1 ОК 01 1.1 Раздел 1. Основы строения вещества Формулировать базовые понятия и законыхимии Строение атомов химических элементов и природа химической связи Составлять химические формулы соединений в соответствии со степенью окисления химических элементов, исходя из валентности и электроотрицательности 1. Тест «Строение атомов химическихэлементовиприрода химической связи». 2. Задачи на составление химических формул двухатомных соединений (оксидов, сульфидов, гидридов и т.п.). 3. Задания на использование химической символики и названий соединений по номенклатуре международного союза теоретической и прикладной химии и тривиальных названий для составления химических формул двухатомных соединений (ОКСИДОВ,сульфидов,гидридов и т.п.) и других неорганических соединений отдельных классов 24 1.2 ОК01 ОК02 2 2.1 ОК01 ОК04 Периодический закон и Характеризовать таблица Д.И. химические элементы в Менделеева соответствии с их положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева Раздел 2. Химические реакции Типы химических реакций 1. Тест «Металлические/ неметаллические свойства, электроотрицательность и сродствокэлектронухимических элементов в соответствие с их электронным строением и положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева». 2. Практические задания на установление связи между строением атомов химических элементов и периодическим изменением свойств химических элементов и их соединений в соответствии с положением Периодическойсистеме. 3. Практика-ориентированные теоретические задания на характеризацию химических элементов: «Металлические/ неметаллические свойства, электроотрицательность и сродствокэлектронухимических элементов в соответствие с их электронным строением и положением в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева» Характеризовать типы химических реакций Контрольная работа «Строение вещества и химические реакции» Составлять реакции соединения, разложения, обмена, замещения, окислительновосстановительные реакции 1. Задачи на составление уравнений реакций: - соединения,замещения, разложения,обмена; - окислительновосстановительных реакций с использованием метода электронногобаланса. 2. Задачи на расчет массы вещества или объёма газов по известному количеству вещества, массе или объёму одного из участвующих в реакции веществ; расчёты массы (объёма, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ имеетпримси 25 2.2 ОК01 ОК04 Электролитическая Составлять уравнения диссоциация и ионный химических реакции обмен ионного обмена с участием неорганических веществ 1. Задания на составление молекулярных и ионных реакций с участием кислот, оснований и солей, установление изменения кислотностисреды 2. Лабораторная работа "Типы химическихреакций" Раздел 3. Строение и свойства неорганических веществ Исследовать строение и Контрольная работа свойства неорганических «Свойства неорганических веществ веществ» 3.1 ОК1 ОК02 Классификация, номенклатура и строение неорганических веществ Классифицировать 1. Тест «Номенклатура и неорганические вещества в название неорганических соответствии с их веществисходяизиххимической строением формулы или составление химической формулы исходя из названия вещества по международной или тривиальной номенклатуре». 2. Задачи на расчетмассовой доли (массы) химического элемента (соединения) в молекуле(смеси). 3. Практические задания по классификации, номенклатуре и химическим формулам неорганических веществ различныхклассов. 4. Практические задания на определение химической активности веществ в зависимости вида химической связиитипакристаллической решетки 3.2 ОК01 ОК02 Физико-химические свойства неорганических веществ Устанавливать зависимость физикохимических свойств неорганических веществ от строения атомов и молекул, а также типа кристаллической решетки 3 1. Тест «Особенностихимических СВОЙСТВО ОКСИДОВ, КИСЛОТ, оснований, амфотерных гидроксидов и солей». 2. Задания на составление уравненийхимическихреакцийс участием простых исложных 26 неорганических веществ: оксидов металлов, неметаллов и амфотерных элементов; неорганических кислот, оснований и амфотерных гидроксидов, неорганических солей, характеризующих их свойства и способы получения. 3. Практика-ориентированные теоретические задания на свойства и получение неорганических веществ 3.3 ОК01 ОК02 ОК04 4 4.1 ОК01 ОК02 ОК04 ОК07 Идентификация Исследовать неорганических веществ качественные реакции неорганических веществ 1. Практика-ориентированные задания по составлению химических реакций с участием неорганических веществ, используемых для их идентификации. 2.Лабораторная работа: "Идентификация неорганических веществ" Раздел 4. Строение и Исследовать строение и свойства органических свойства органических веществ веществ Контрольная работа «Строение и свойства органических веществ» Классификация, строение и номенклатура органических веществ 1. Задания на составление Классифицировать органические вещества в соответствии с их строением названий органических соединений по тривиальной или международной систематической номенклатуре. 2. Задания на составление полных и сокращенных структурных формул органических веществ отдельных классов. 3. Задачи на определение простейшей формулы органической молекулы, исходя из элементного состава(в%) 27 4.2 ОК01 ОК02 ОК04 пк... Свойства органических Устанавливать соединений зависимость физикохимических свойств органических веществ от строения молекул 1. Задания на составление 4.3 ОК01 ОК02 ОК04 ОК07 Идентификация органических веществ, их значение и применение в бытовой и производственной деятельности человека Исследовать качественные реакции органических соединений отдельных классов 1. Практико-ориентированные задания по составлению химических реакций с участием органических веществ, в т.ч. используемых для их идентификации в быту и промышленности. 2.Лабораторная работа: "Идентификация органических соединений отдельных классов" Раздел 5. Кинетические и термодинамические закономерности протекания химических реакций Характеризовать влияние различных факторов на равновесие и скорость химических реакций 5 5 ОК01 ОК02 Скорость химических Характеризовать влияние реакций.Химическое концентрации равновесие реагирующих веществ и температуры на скорость химических реакций Характеризовать влияние изменения концентрации веществ, реакции среды и температуры на смещение химического равновесия уравненийхимическихреакцийс участием органических веществ на основании их состава и строения. 2. Задания на составление уравнений химических реакций, иллюстрирующих химические свойства с учетом механизмов протекания данных реакций и генетической связи органических веществ разныхклассов. 3. Расчетные задачи по уравнениям реакций с участием органическихвеществ. 4. Лабораторная работа "Превращения органических веществ принагревании" Практика-ориентированные теоретические задания на анализ факторов, влияющих на изменение скорости химической реакции. Практикаориентированные задания на применение принципа ЛеШателье для нахождения направления смещения равновесия химической реакции и анализ факторов, влияющих на смещение химического равновесия 28 б Раздел 6. Растворы Исследовать истинные растворы с заданными характеристиками 6.1 ОК01 ОК02 ОК07 ПК1.1ПК1.5 Понятие о растворах Различать истинные растворы 6.2 ОК01 ОК04 пк... Исследование свойств растворов Исследовать физико- Лабораторная работа химические свойства "Приготовление растворов" истинных растворов 11 Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля) 7 ОК01 ОК02 ОК04 ОК07 ПК1.1ПК1.5 1. Задачи на приготовление растворов. 2. Практика-ориентированные расчетные задания на дисперсные системы, используемые в бытовой и производственной деятельности человека Раздел 7. Химия в быту и производственной деятельности человека Оценивать последствия Защитакейса(сучетомбудущей бытовой и профессиональной производственной деятельности) деятельности человека с позиций экологической безопасности Химия в быту и производственной деятельности человека Оценивать последствия бытовой и производственной деятельности человека с позиций экологической безопасности Кейс (с учетом будущей профессиональной деятельности) Возможные темы кейсов: 1. Потепление климатаи высвобождение газовых гидратовсоднаокеана. 2. Будущиематериалыдляавиа-, машина- иприборостроения. 3. Новыематериалыдля солнечныхбатарей. 4. Лекарства на основе растительныхпрепаратов 29