СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ стр. 4-14 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ГЕОГРАФИЯ» 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ 15-26 ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ 27 ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 28 1. 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ГЕОГРАФИЯ» 1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы СПО: Общеобразовательная дисциплина «География» является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии со ФГОС СПО по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: 1.2.1. Цели дисциплины Содержание программы общеобразовательной дисциплины «География» направлено на достижение следующих целей: освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях; овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира в целом, его отдельных регионов и ведущих стран; воспитание уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей природной среде; использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации; нахождение и применение географической информации, включая географические карты, статистические материалы, геоинформационные системы и интернет-ресурсы, для правильнойоценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций и простого общения. 1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО: Код и наименование формируемых компетенций Планируемые результаты освоения дисциплины Общие Дисциплинарные ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам В части трудового воспитания: - готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; - готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, -понимать роль и место современной географической науки в системе научных дисциплин,ее участии в решении важнейших проблем человечества: приводить примеры проявления глобальных проблем, в решении которых принимает участие современная географическая наука, на региональном уровне, в разных странах, в том числе в планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; - интерес к различным сферам профессиональной деятельности, Овладение универсальными учебными познавательными действиями: а) базовые логические действия: - самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне; - устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; - определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; - вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; - развивать креативное мышление при решении жизненных проблем б) базовые исследовательские действия: - владеть навыками учебноисследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; - выявлять причинноследственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; - анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; - уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; - уметь интегрировать знания из разных предметных областей; - выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; России; определять роль географических наук в достижении целей устойчивого развития; - освоить и применить знания о размещении основных географических объектов и территориальной организации природы и общества(понятия и концепции устойчивого развития, зеленой энергетики, глобализации и проблема народонаселения); выбирать и использовать источники географической информации для определения положения и взаиморасположения объектов в пространстве; описывать положение и взаиморасположение географических объектов в пространстве; - сформировать системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства: различать географические процессы и явления и распознавать их проявления в повседневной жизни; использовать знания об основных географических закономерностях для определения и сравнения свойств изученных географических объектов, явлений и процессов; проводить классификацию географических объектов, процессов и явлений; устанавливать взаимосвязи между социально-экономическими и геоэкологическими процессами и явлениями; между природными условиями и размещением населения, между природными условиями и природно-ресурсным капиталом и отраслевой структурой хозяйства стран; формулировать и/или обосновывать выводы на основе использования географических знаний; - владеть географической терминологией и системой базовых географических понятий, умение применять социально- экономические понятия для решения учебных и (или) практико- ориентированных задач; сформировать знания об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социальноэкономических аспектах экологических проблем: описывать географические аспекты проблем взаимодействия природы и общества; приводить примеры взаимосвязи глобальных проблем; приводить примеры возможных ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности способность их использования в познавательной и социальной практике В области ценности научного познания: - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; - совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; - осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе; Овладение универсальными учебными познавательными действиями: в) работа с информацией: - владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; - создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; - оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам; использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - владеть навыками распознавания и защиты путей решения глобальных проблем; - освоить и применить знания о размещении основных географических объектов и территориальной организации природы и общества (понятия и концепции устойчивого развития, зеленой энергетики, глобализации и проблема народонаселения); выбирать и использовать источники географической информации для определения положения и взаиморасположения объектов в пространстве; описывать положение и взаиморасположение географических объектов в пространстве; - сформировать умения проводить наблюдения за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате воздействия природных и антропогенных факторов: определять цели и задачи проведения наблюдений; выбирать форму фиксации результатов наблюдения; формулировать обобщения и выводы по результатам наблюдения; - сформировать умения находить и использовать различные источники географической информации для получения новых знаний о природных и социальноэкономических процессах и явлениях, выявления закономерностей и тенденций их развития, прогнозирования: выбирать и использовать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видеои фотоизображения, геоинформационные системы), адекватные решаемым задачам; сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики и другие источники географической информации для выявления закономерностей социально-экономических, природных и экологических процессов и явлений; определять и сравниватьпо географическим картам разного содержания и другим источникам- географической информации качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления; определять и находить в комплекс еисточников недостоверную и противоречивую географическую информацию для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; самостоятельно находить, отбирать и применять различные методы познания для решения практико-ориентированных задач; информации, информационной безопасности личности ОК03.Планироват В области духовно- - владеть умениями географического ь и нравственного воспитания: анализа и интерпретации информации из реализовывать различных источников: находить, отбирать, - сформированность собственное информацию, нравственного сознания, систематизировать профессиональное необходимую для изучения географических этического поведения; и - способность оценивать объектов и явлений, отдельных территорий личностное ситуацию и принимать мира и России, их обеспеченности развитие, осознанные решения, природными и человеческими ресурсами, предпринимательс ориентируясь на морально- хозяйственного потенциала, экологических кую деятельность представлять в различных нравственные нормы и проблем; в формах(графики,таблицы,схемы, диаграммы, ценности; профессиональной - осознание личного вклада в карты) географическую информацию; сфере, построение устойчивого формулировать выводы и заключения на использовать основе анализа и интерпретации будущего; знания по информации из различных источников ответственное отношение к финансовой географической информации; критически своим родителям и (или) другим грамотности в оценивать и интерпретировать информацию, членам семьи, созданию семьи различных на основе осознанного принятия получаемую из различных источников; жизненных различные источники ценностей семейной жизни в использовать ситуациях соответствии страдициями географической информации народов России; Овладение - Для решения учебных и (или) практикоуниверсальными регулятивными ориентированных задач; действиями: а) самоорганизация: - самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; - самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственныхвозможностей и предпочтений; - давать оценку новым ситуациям; способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областяхзнаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень; б) самоконтроль: использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; - уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению; в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность: внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, ОК 04. Эффективно взаимодействоват ь и работать в коллективе и команде ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей оптимизм, инициативность, умение действовать, исходяиз своих возможностей; готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению; -овладение навыками учебноисследовательской, проектной и социальной деятельности; Овладение универсальны ми коммуникативными действиями: б) совместная деятельность: - понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы; координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным Овладение универсальными регулятивными действиями: г принятие себя и других людей: принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; признавать свое право и право других людей на ошибки; развивать способность понимать мир с позиции другого человека В области эстетического воспитания: - эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда и общественных отношений; - способность воспринимать различные виды искусства, - владеть географической терминологией и системой базовых географических понятий, умение применять социальноЭкономические понятия для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; - освоить и применить знания о размещении основных географических объектов и территориальной организации природы и общества (понятия и концепции устойчивого развития, зеленой энергетики, глобализации и проблема народонаселения); выбирать и использовать источники географической информации для определения положения и взаиморасположения объектов в социального и культурного контекста традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства; - убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества; - готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности; ладение универсальными коммуникативными действиями: бщение: - осуществлять коммуникации во всех сферах жизни; - распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств ОК 06. Проявлять -осознание обучающимися гражданскороссийской гражданской патриотическую идентичности; позицию, Целенаправленное развитие демонстрировать внутренней позиции личности на осознанное основе духовно- нравственных поведение на ценностей народов Российской основе Федерации, исторических и традиционных национальнокультурных общечеловеческих традиций, формирование ценностей, системы значимых ценностнов том числе с смысловых установок, учетом гармо антикоррупционного низации мировоззрения, межнациональных правосознания, экологической и межрелигиозных культуры, способности ставить отношений, цели и строить жизненные применять планы; стандарты асти гражданского воспитания: антикоррупционн - осознание своих ого поведения конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка; инятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей; - готовность противостоять идеологии экстремизма, пространстве; описывать положение и взаиморасположение географическихобъектоввпространстве; - сформировать систему комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства: различать географические процессы и явления и распознавать их проявления в повседневной жизни; использовать знания об основных географических закономерностях для определения и сравнения свойств изученных географических объектов, явлений и процессов; проводить классификацию географических объектов, процессов и явлений; устанавливать взаимосвязи между социально-экономическими и геоэкологическими процессами и явлениями; между природными условиями и размещением населения, между природными условиями и природно-ресурсным капиталом и отраслевой структурой хозяйства стран; формулировать и/или обосновывать выводы на основе использования географических знаний; - понимать роль и место современной географической науки в системе научных дисциплин, ее участии в решении важнейших проблем человечества: приводить примеры проявления глобальных проблем, в решении которых принимает участие современная географическая наука, на региональном уровне, в разных странах, в том числе в России; определять роль географических наук в достижении целей устойчивого развития; - владеть умениями географического анализа и интерпретации информации из различных источников: находить, отбирать, систематизировать информацию, необходимую дляизучения географических объектов и явлений, отдельных территорий мира и России, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; представлять в различных формах (графики, таблицы, схемы, диаграммы, карты) географическую информацию; формулировать выводы и заключения на основе анализа иинтерпретации информации из различных источнико в географической информации; критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; использовать различные источники национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам; - готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в общеобразовательной организации и детскоюношеских организациях; - умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением; - готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности; риотического воспитания: - сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России; ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде; - идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу; оенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные); - способность их использования в познавательной и социальной практике, готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности, организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками учебноисследовательской, проектной и географической информации для решения учебных и(или) практико-ориентированных задач; - сформировать умения применять географические знания для объяснения разнообразных явлений и процессов: объяснять изученные социальноэкономические и геоэкологические процессы и явления; объяснять географические особенности стран с разным уровнем социально-экономического развития, включая особенности проявления в них глобальных проблем человечества; использовать географические знания о мировом хозяйстве и населении мира, об особенностях взаимодействия природы и общества для решения учебных и (или) практико- ориентированных задач; социальной деятельности ОК 07. Содейство вать сохранению окружающей среды, ресурсосбережени ю, применять знания об изменении климата, принципы бережливо го производства, эффективнодейств овать в чрезвычай ныхситуациях В области экологического - сформировать систему комплексных воспитания: социально ориентированных географических знаний о сформированность экологической культуры, закономерностях развития природы, понимание влияния социально- размещения населения и хозяйства: экономических процессов на различать географические процессы и состояние природной и явления и распознавать их проявления в социальной среды, осознание повседневной жизни; использовать глобального характера знания об основных географических экологических проблем; закономерностях для определения и планирование и осуществление действий в окружающей среде сравнения свойств изученных на основе знанияцелей географических объектов, явлений и устойчивого развития процессов; проводить классификацию человечества активное географических объектов, процессов и неприятие действий, явлений; устанавливать взаимосвязи приносящих вред окружающей между среде; - социально-экономическими и умение прогнозировать геоэкологическими процессами и неблагоприятные явлениями; между природными экологические последствия условиями и размещением населения, предпринимаемых действий, между природными условиями и предотвращать их; природно-ресурсным капиталом и расширение опыта деятельности отраслевой структурой хозяйства стран; экологической направленности; формулировать и/или обосновывать овладение навыками учебно- выводы на основе использования исследовательской, проектной и социальной деятельности; географическихзнаний; - владеть умениями географического анализа и интерпретации информации из различных источников: находить, отбирать, систематизировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, отдельных территорий мира и России, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; представлять в различных формах(графики,таблицы,схемы, диаграммы,карты) географическую информацию; формулировать выводы и заключения на основе анализа и интерпретации информации из различных источников географической информации; критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; использовать различные источники географической информации для решения учебных и(или) практикоориентированных задач; - сформировать умения применять географические знания для объяснения ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках разнообразных явлений и процессов: объяснять изученные социальноэкономические и геоэкологическиепроцессы и явления; объяснять географические особенности стран с разным уровнем социальноэкономического развития, включая особенности проявления в них глобальных проблем человечества; использовать географические знания омировом - хозяйстве и населении мира, обособенностях взаимодействия природы и общества для решения учебных и (или) практикоориентированных задач; - сформировать умения применять географические знания для оценки разнообразных явлений и процессов: оценивать географические факторы, определяющие сущность и динамику важнейших социально-экономических и геоэкологическихпроцессов; оценивать изученные социально-экономическиеи - геоэкологические процессы и явления; освоить и применить наличиемотивациикобучениюил ичностному развитию; В области ценности научного познания: - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; совершенствованиеязыковойич итательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; - осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе; Овладение универсальными учебными - знания о размещении основных географических объектов и территориальной организации природы и общества (понятия и концепции устойчивого развития, зеленой энергетики, глобализациии проблема народонаселения); выбирать и использовать источники географической информации для определения положения и взаиморасположения объектов в пространстве; описывать положение и взаиморасположение географических объектов в пространстве; - владеть географической терминологией и системой базовых географических понятий, умение применять социальноэкономические понятия для решения учебных и(или) практикоориентированных задач; владеть умениями географического анализа и интерпретации информации из различных источников: находить, отбирать, систематизировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, отдельных территорий мира и России, их обеспеченности природными и человеческими - ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; - представлять в различных формах (графики, таблицы, схемы, - диаграммы,карты) географическую информацию; формулировать выводы и заключения на основе анализа и интерпретации информации из различных источников географической информации; критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; использовать различные источники географической информации для решения учебных и(или) практикоориентированныхзадач; - сформировать умения применять географические знания для объяснения разнообразных явлений и процессов: объяснять изученные социальноэкономические и геоэкологическиепроцессы и явления; объяснять географические особенности стран с разным уровнем социальноэкономическогоразвития, включая особенности проявления в них глобальных проблем человечества; использовать географические знания о мировом хозяйстве и населении мира, об особенностях взаимодействия природы и общества для решения учебных и (или) практико- ориентированныхзадач; Определять техническое состояние автомобильных двигателей познавательными действиями: б) базовые исследовательские действия: ПК1.1. ПК 1.2. Определять техническое состояние электрических и электронных си-стем автомобилей ПК 1.5. Выявлять дефекты кузовов, кабин и платформ ПК 2.2. ПК 3.1. Осуществлять техническое обслуживание электрических и электронных систем автомобилей Производить текущий ремонт автомобильных двигателей. ПК 3.5. Производить ремонт и окраску автомобильных кузовов. Личностные результаты, отнесённые к деловым качествам личности и формируемые в процессе реализации программы воспитания в рамках дисциплины: Личностные результаты реализации программы воспитания (дескрипторы) Личностные результаты реализации программы воспитания Код личностных результатов реализации программы воспитания Осознающий себя гражданином и защитником великой страны Гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности ЛР 1 ЛР 2 Готовность к служению Отечеству, его защите ЛР 3 Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа» Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях Навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности ЛР 4 Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях Эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений Принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания ЛР 5 ЛР 6 ЛР 7 ЛР 8 ЛР 9 ЛР 10 ЛР 11 ЛР 12 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем в часах Объем образовательной программы учебной дисциплины 72 В т.ч.: 54 Основное содержание в т. ч.: теоретическое обучение 34 практические занятия 20 Профессионально ориентированное содержание В т.ч.: 16 0 теоретическое обучение 8 лабораторные работы 0 практические занятия 8 Контрольные работы (за счет теории) 2 Промежуточная аттестация ДЗ 2 семестр Количество часов 1 2 3 4 34 38 0 0 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины География Наименование разделовитем 1 Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии) 2 1 курс I семестр 34 ч. Основное содержание Введение Введение. Источники географической информации. География как наука.Ее роль и значение в системе наук. Источники географической информации и методы работы с ними.Традиционные и новые методы географических исследований. Географические карты различной тематики и их практическое использование. «Сырые» источники информации и методы работы с ними (видеоблоги, тематические. Группы в соцсетях, художественнаялитература, путеводители, карты–их критический анализ) Раздел 1. Общая характеристика мира Тема 1.1. Содержание учебного материала Современная Политическая карта мира. Исторические этапы ее формирования и современные политическаякарта особенности. Субъекты политической карты мира. Суверенные государства и мира несамоуправляющиеся государственныеобразования. Группировка стран по площади территории и численности населения.Формы правления, типы государственного устройства и формы государственного режима Типология стран по уровню социально-экономического развития. Понятие о политической географии. Влияние международных отношений на политическую карту мира. Региональные и локальные конфликты. Основные политические и военные союзы в современном мире. Практическое занятие № 1,2: «Ознакомление с политической картой мира» Объём часов Формируемые компетенции 3 4 1 42 6 4 2 ОК01. ОК02. ЛР 2 ЛР 3 ЛР 4 ЛР 6 ЛР 7 ЛР 8 ЛР 11 ОК02. ОК04. ОК09. ЛР 2 ЛР 3 ЛР 4 ЛР 6 ЛР 7 ЛР 8 ЛР 10 ЛР 11 Наименование разделовитем Тема1.2.География мировыхприродных ресурсов Тема 1.3. География населения мира Содержание учебного материала Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии) Теоретическое обучение Мировые природные ресурсы. Ресурсообеспеченность. Классификация видов природных ресурсов (минеральные, земельные, водные, биологические, агроклиматические и т.д.). Размещение различных видов природных ресурсов на территории мировой суши. Ресурсы Мирового океана. Территориальные сочетания природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал. Рациональное использование ресурсов и охрана окружающей среды № 3,4: «Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира (по выбору)» №5,6:«Выявление и обозначение регионов с неблагоприятной экологической ситуацией» 6 Объём часов Содержание учебного материала Теоретическое обучение 1. Современная демографическая ситуация. Численность населения мира и ее динамика. Наиболее населенные регионы и страны мира. Воспроизводство населения и его типы. Демографическая политика. Качество жизни населения. Территориальные различия в средней продолжительности жизни населения, обеспеченности чистой питьевой Половозрастная структура населения. Расовый, этнолингвистический и религиозный состав населения мира. Социальная структура общества 8 2 2 2 3 Формируемые компетенции ОК01. ОК02. ОК03. ОК05. ОК06. ОК07. ЛР 1 ЛР 2 ЛР 3 ЛР 4 ЛР 6 ЛР 7 ЛР 8 ЛР 10 ЛР 11 ОК01. ОК02. ЛР 1 ЛР 2 ЛР 3 ЛР 4 ЛР 5 ЛР 6 2. Занятость населения. Размещение населения. Экономически активное и самодеятельное население. Качество рабочей силы в различных странах мира. Особенности размещения населения в регионах и странах мира. Миграции населения, их основные причины и направления. Урбанизация. Масштабы и темпы урбанизации в различных регионах и странах мира«Ложная» урбанизация, субурбанизация, урбанизация. Города-миллионеры, «сверхгорода»и мегалополисы Наименование разделовитем Тема 1.4. Мировое хозяйство Практическое занятие Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии) № 7,8: «Анализ особенностей населения в различных странах и регионах мира (особенности демографической ситуации, расселения, сравнительная оценка качества жизни населения, сравнительная оценка культурных традиций народов и др.)» Содержание учебного материала Теоретическое обучение 1. Современные особенности развития мирового хозяйства. Мировая экономика, исторические этапы ее развития. Международное географическое разделение труда. Международная специализация и кооперирование.Научно-технический прогресс и его современные особенности. Современные особенности развития мирового хозяйства. Социально-экономические модели стран. Интернационализация производства и глобализация мировой экономики. Региональная интеграция. Основные показатели, характеризующие место и роль стран в мировой экономике Практическое занятие №9,10:«Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил» *Профессионально-ориентированное содержание 3 Объём часов ЛР 7 ЛР 8 ЛР 9 ЛР 10 ЛР 11 ЛР 12 Формируемые компетенции 2 22 3 2 16 ОК01. ОК02. ОК03. ОК04. ЛР 1 ЛР 2 ЛР 3 ЛР 4 ЛР 6 ЛР 7 ЛР 8 ЛР 9 ЛР 10 Теоретическое обучение 2. География основных отраслей мирового хозяйства Топливно-энергетический комплекс мира.Электроэнергетика мира.Топливный баланс мира. Рост производства различных видов топлива. Газовая, нефтяная,угольная промышленность мира. Альтернативные источники энергии. Географические особенности развития мировой электроэнергетики 2 ЛР 11 ПК1.1.Определ ять техническое состояние автомобильных двигателей ПК 1.2. Определять техническое состояние электрических и электронных си-стем автомобилей ПК 1.5. Выявлять дефекты кузовов, кабин и платформ ПК 2.2. Осуществлять техническое обслуживание электрических и электронных систем автомобилей ПК 3.1. Произво-дить текущий ремонт автомобильных двигателей. ПК 3.5. Производить ремонт и окраску автомобильных кузовов. Наименование разделовитем Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии) Чёрная и цветная металлургия. Современное развитие чёрной металлургии мира. Металлургические базы мира. Географические особенности развития цветной металлургии мира. Факторы размещения предприятий цветной металлургии Машиностроение. Отраслевая структура машиностроения. Развитие отраслей машиностроения в мире. Главные центры машиностроения Транспортный комплекс Транспортный комплекс и его современная структура. Грузо- и пассажирооборот транспорта. Географические особенности развития различных видов мирового транспорта. Крупнейшие мировые морские торговые порты и аэропорты Химическая промышленность. Лесная (лесоперерабатывающая) и Географические особенности развития химической, лесной и лёгкой промышленности Сельское хозяйство Сельское хозяйство и его экономические особенности. Интенсивное и экстенсивное сельскохозяйственное производство. «Зеленая революция» и ее основные направления. Агропромышленный комплекс. География мирового растениеводства и животноводства Объём часов 2 2 Формируемые компетенции География отраслей непроизводственной сферы. Основные направления международной торговли товарами и услугами.Факторы, формирующие международную хозяйственную специализацию стран и регионов мира. Дифференциация стран мира по уровню развития медицинских, образовательных, туристских, деловых и информационных услуг. Особенности современной торговли услугами Практические занятия № 11,12: «Определение хозяйственной специализации стран и регионов мира» № 13,14: «Размещение профильной отрасли мирового хозяйства на карте мира» № 15,16: «Составление экономико-географической характеристики профильной отрасли» 2 2 2 2 2 Наименование разделовитем Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии) №17,18:«Определение и обозначение стран-экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья, районов международного туризмаи отдыха» Объём часов Контрольная работа № 1 по разделу 1. Общая характеристика мира 1 Основное содержание Раздел 2. Региональная характеристика мира Тема 2.1. Зарубежная Европа Тема 2.2. Содержание учебного материала Теоретическое обучение 1.Место и роль Зарубежной Европы в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характеристика природно- ресурсногопотенциала.Особенности населения Хозяйство стран Зарубежной Европы. Сельское хозяйство. Транспорт. Туризм. Особенности отраслевого состава промышленности.Особенности развития сельского хозяйства Зарубежной Европы.Уровень развития транспорта и туризма в Европе. *Развитие и размещение предприятий профильной отрасли в Европе 2.Германия и Великобритания как ведущие страны Зарубежной Европы.Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природноресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура Практическое занятие № 19,20: «Характеристика особенностей природы, населения и хозяйства европейской страны» Содержание учебного материала 25 5 1 2 2 4 Формируемые компетенции ОК01. ОК02. ОК03. ОК01. ОК02. ОК03. ЛР 4 ЛР 6 ЛР 7 ЛР 8 ЛР 9 ЛР 10 Зарубежная Азия Наименование разделовитем Тема 2.3. Африка Тема 2.4. Америка Теоретическое обучение 1.Место и рольЗарубежной Азии в мире.Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. «Горячие точки» современной зарубежнойАзии. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства регионов зарубежной Азии. *Развитие и размещение предприятий профильнойотрасли в Азии Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии) 2.Япония, Китай, Индия и страны Персидского залива как ведущие страны Зарубежной Азии. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура Практическое занятие № 21,22: «Сравнительная характеристика особенностей природы, населения и хозяйства стран Юго-Западной и Юго-Восточной Азии» Содержание учебного материала Теоретическое обучение Место и роль Африки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природноресурсного потенциала и особенности населения Африки Хозяйство странАфрики.Особенности хозяйства стран Африки. Особенности развития субрегионов Африки. Экономическая отсталость материка и пути ее преодоления. *Развитие и размещение предприятий профильной отрасли в Африке Содержание учебного материала Теоретическое обучение 1. Место и роль Северной Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. *Развитие и 1 Объём часов ОК01. ОК02. ОК03. ЛР 4 ЛР 6 ЛР 7 ЛР 8 ЛР 9 ЛР 10 Формируемые компетенции 1 2 2 2 6 ОК01. ОК02. ОК03. ЛР 4 ЛР 6 ЛР 7 ЛР 8 ЛР 9 ЛР 10 ОК01. ОК02. ОК03. Наименование разделовитем Тема 2.5. Австралия и Океания Тема 2.6. Россия в современном мире размещение предприятий профильной отрасли в Северной Америке США. Природные ресурсы, население и хозяйство США. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Население США. Ведущие отрасли хозяйства и экономические районы США Канада. Природные ресурсы и хозяйство Канады. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Население Канады. Ведущие отрасли хозяйства и экономические районы Канады Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии) 2. Место и роль Латинской Америки в мире. Особенности географическогоположения региона. История формирования его политической карты. Население Латинской Америки Хозяйство стран Латинской Америки. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки Бразилия и Мексика как ведущие страны Латинской Америки. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природноресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура. *Развитие и размещение предприятий профильной отрасли в Латинской Америке Практическое занятие №23,24: «Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух стран Северной и Латинской Америки» Содержание учебного материала Теоретическое обучение 1.Место и роль Австралии и Океании в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Особенности природно- ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отраслевая и территориальная структура хозяйства Австралии и Новой Зеландии. *Развитие и размещение предприятий профильной отрасли в Австралиии Океании Содержание учебного материала Теоретическое обучение 4 Объём часов ЛР 4 ЛР 6 ЛР 7 ЛР 8 ЛР 9 ЛР 10 Формируемые компетенции ОК01. ОК02. ОК03. ЛР 4 ЛР 6 ЛР 7 ЛР 8 ЛР 9 ЛР 10 2 2 2 6 ОК01. ОК02. ОК03. ЛР 4 ЛР 6 ЛР 7 ЛР 8 ЛР 9 ЛР 10 ОК01. 1.Россия на политической карте мира. Изменение географического, геополитического и геоэкономического положения России на рубеже XX-XXI веков. Место России в мировом хозяйстве, ее участие в международной торговле товарами и других формах внешнеэкономических связей. Особенности территориальной структуры хозяйства. География отраслей международной специализации РФ. *Развитие иразмещение предприятий профильной отрасли в России Практические занятия 1 ОК02. ОК03. ЛР 1 ЛР 2 ЛР 3 ЛР 4 ЛР 5 ЛР 6 ЛР 7 ЛР 8 ЛР 9 ЛР 10 ЛР 11 ЛР 12 Наименование разделовитем Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии) №25,26: «Оценка современного геополитического и геоэкономического положения России. Определение роли России и ее отдельных регионов в международном географическом разделении труда» №27,28: «Определение отраслевой и территориальной структуры внешней торговли товарами России» Объём часов Контрольная работа по разделу 2. Региональная характеристика мира. 1 Формируемые компетенции 4 Раздел 3. Глобальные проблемы человечества Тема 3.1. Содержание учебного материала Классификация Теоретическое обучение глобальных Глобальные проблемы человечества. Глобальные процессы. проблем. Континентальные, региональные, зональные, локальные проявления глобальных Глобальные процессов.Понятие о глобальных проблемах современности-естественно-научныхи прогнозы, гипотезы общественных. Сырьевая, энергетическая, демографическая, продовольственная и и проекты экологическая проблемы как особо приоритетные, возможные пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран.*Влияние предприятий профильной отрасли на глобальныепроблемы. Роль географии в решении глобальных проблем человечества 4 Дифференцированный зачет Всего 2 72 часа 2 ОК01. ОК02. ОК03. ОК04. ОК05. ОК06. ОК07. ЛР 1 ЛР 2 ЛР 3 ЛР 4 ЛР 5 ЛР 6 ЛР 7 ЛР 8 ЛР 9 ЛР 10 ЛР 11 ЛР 12 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Для реализации программы дисциплины предусмотрено специальное помещение кабинет Географии, оснащённый оборудованием: мебель, доска, мел, наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов), техническими средствами обучения: компьютер с устройствами воспроизведения звука, принтер, мультимедиапроектор с экраном. 3.2. Информационное обеспечение обучения Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации имеет печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные для использования в образовательном процессе, не старше пяти лет с момента издания. Рекомендуемые печатные издания по реализации общеобразовательной дисциплины представлены в методических рекомендациях по организации обучения. 3.2.1 Основные источники: Баранчиков Е.В. География: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017 3.2.2 Дополнительные источники 1.Баранчиков Е.В. География: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017 2.Петрусюк О.А. География. Дидактические материалы: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017 3.Петрусюк О.А. География. Контрольные задания: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017 4.Петрусюк О.А., Баранчиков Е.В., География. Практикум: учеб. Пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017. 27 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций по разделам и темам содержания учебного материала. Общая/професси Раздел/Тема ональная компетенция ОК 01. Р 1, Темы 1.2, 1.3, 1.4 Р 2, Темы 2.1 - 2.6 Р 3, Тема 3.1 ОК 02. Р 1, Темы 1.1.,1.2, 1.3, 1.4 Р 2, Темы 2.1 - 2.6 Р 3, Тема 3.1 ОК 03. Р1,Тема1.3;1.4. Р2,Темы2.1-2.6 Р 3, Тема 3.1 ОК 04. Р 1, Темы 1.1., 1.4. Р 3, Тема 3.1 Р 1, Темы 2.1, 2.2 Р 3, Темы 3.1 Р 1, Темы 1.2. Р 3, Тема 3.1 Р 1, Темы 1.2. Р 3, Тема 3.1 Р 1, Тема 1.1. Профессионально-ориентированное содержание ОК 05. ОК 06. ОК 07. ОК 09. ПК1.1. ПК 1.2. ПК 1.5. ПК 2.2. ПК 3.1. ПК 3.5. Тип оценочных мероприятий тестирование Кейсзадания географическийдиктант устныйопрос фронтальный письменный опрос эссе, доклады, рефераты оценка составленных презентаций по темам раздела оценка работы с картами атласа мира, заполнение контурных карт контрольная работа оценка самостоятельно выполненных заданий дифференцированный зачет проводитсявформетестирования