РП_ОУП.15_Родной язык(русский язык)_23.01.17

Приложение 3.1
к ПОП по профессии
23.01.17. Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
Государственного бюджетного профессионального
образовательного учреждения Ростовской области
«Азовский казачий кадетский аграрно-технологический техникум»

УТВЕРЖДЕНО
Приказ директора ГБПОУ РО «АККАТТ»
от 29.08.2025 г № 141 - ОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ООО 15 РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ ЯЗЫК)
программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
по профессии СПО 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию
автомобилей

г. Азов
2025 г.
1

РАССМОТРЕННО
Предметно цикловой комиссии
общеобразовательных и социальногуманитарных дисциплин
Протокол №__1 __от__28_августа 2025г.
Председатель ПЦК
_______________ _ВахнинаА.Г.
подпись

ОДОБРЕНО:
Педагогическим советом
ГБПОУ РО «АККАТТ»
Протокол № 1
от « 29» августа 2025

ФИО

Рабочая программа учебного предмета ООП 15 «Родной язык ( русский язык)»
разработана на основе:
1.Федерального
государственного
образовательного
стандарта
среднего
профессионального образования по профессии (далее – ФГОС СПО) 23.01.17 Мастер по
ремонту и обслуживанию автомобилей (Приказ Министерства образования и науки от
09.12.2016 г. №1569) (в редакции Приказов Министерства Просвещения России от
17.12.2020 г. № 747, от 03.07.2024 г. № 464).
2. Примерной рабочей программе общеобразовательной дисциплины «Родной язык
(русский язык)» для профессиональных образовательных организаций базовый уровень
рекомендовано для всех УГПС 35.00.00 Одобрено на заседании Педагогического совета
ФГБОУ ДПО ИРПО протоколом №20 от «15» августа 2024 г.
3. Приказа Минпросвещения России от 03.07.2024 N 464 «О внесении изменений в
федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального
образования» (Зарегистрирован в Минюсте России 09.08.2024 N 79088);
4. Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования (далее – ФГОС СОО);
5. Программы воспитания ГБПОУ РО «АККАТТ»

Организация-разработчик:
государственное
бюджетное
профессиональное
образовательное учреждение Ростовской области «Азовский казачий кадетский аграрнотехнологический техникум»
Разработчик:_________________
подпись

Согласовано:

Безготкова Евгения Викторовна,
преподаватель ГБПОУ РО «АККАТТ».

Поставнева Елена Валентиновна

2

СОДЕРЖАНИЕ

№ п/п

НАИМЕНОВАНИЕ

страницы

1

Общая характеристика рабочей программы общеобразовательного
предмета «Родной язык (русский язык)»
Структура и содержание общеобразовательного предмета
Условия реализации программы общеобразовательного предмета
Контроль и оценка результатов общеобразовательного предмета

4

2
3
4

5 -14
15
16

3

1. Общая характеристика рабочей программы учебного предмета ООО 15
«Родной язык (русский язык)»
1.1. Место учебного предмета
в структуре основной образовательной
программы
Учебный предмет «Родной язык (русский» является обязательной частью
общеобразовательного цикла основной профессиональной образовательной программы в
соответствии с ФГОС по профессии 23.01.17. Мастер по ремонту и обслуживанию
автомобилей.
1.2. Цели и планируемые результаты освоения учебного предмета:
1.2.1. Цели учебного предмета
•
углубление знаний об особенностях функционирования русского языка и
способах осуществления эффективной коммуникации в личностно и профессионально
актуальных сферах, формирование умений и навыков, связанных с разными аспектами
употребления языка (лингвостилистический и коммуникативно- риторический аспекты);
•
постижение значимости русского языка для обеспечения диалога культур,
единства многонационального и многоязычного народа Российской Федерации
(межкультурный аспект).

1.2.2. Планируемые результаты освоения учебного предмета в соответствии с ФГОС
СПО и на основе ФГОС СОО
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК4; ОК 5; ОК 9;
ПК2.1, представленных в актуализированных ФГОС СПО по
Профессии 23.01.17. Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей.

4

Код и наименование
формируемых компетенций

Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие

ОК 04.Эффективно
- готовность к саморазвитию, самостоятельности и
взаимодействовать и работать самоопределению;
в коллективе и команде.
-овладение навыками
учебно
исследовательской, проектной и социальной
деятельности;
Овладение универсальными коммуникативными
действиями:

Дисциплинарные (предметные)
- уметь создавать устные монологические и
диалогические
высказывания различных типов и жанров; употреблять
языковые средства в соответствии с речевой ситуацией
(объем устных монологических высказываний – не
менее

100 слов, объем диалогического высказывания – не
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной менее 7-8 реплик);
и индивидуальной работы;
-уметь выступать
публично, представлять
результаты учебно-исследовательской и проектной
-принимать цели совместной деятельности,
деятельности, использовать образовательные
организовывать и координировать действия
информационно-коммуникационные инструменты и
по ее достижению: составлять план действий,
ресурсы для решения учебных задач;
распределять роли с учетом мнений участников
обсуждать результаты совместной работы;
- координировать и выполнять работу в условиях
реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;

- сформировать представления об аспектах культуры
речи: нормативном, коммуникативном и этическом;

-сформировать системы знаний о нормах современного
русского литературного языка и их основных видах
- осуществлять позитивное стратегическое поведение (орфоэпические, лексические,грамматические,
в различных ситуациях, проявлять творчество и стилистические;уметь применять знание норм
современного русского литературного языка в речевой
воображение, быть инициативным.
5

Овладение универсальными регулятивными
действиями:

практике, корректировать

- развивать способность понимать мир с позиции
другого человека;

этикета в социально-культурной, учебно-научной,
официально-деловой сферах общения, в
повседневном общении, интернет-коммуникации.

В области эстетического воспитания:

- сформировать представления о функциях русского
языка в современном мире (государственный язык
Российской Федерации, язык межнационального
общения, один из мировых языков); о русском языке
как духовно- нравственной и культурной ценности
многонационального народа России; о взаимосвязи
языка и культуры, языка и истории, языка и личности;
об отражении в русском языке традиционных
российских духовно-нравственных ценностей;
сформировать ценностное отношение к русскому
языку;

устные и письменные высказывания; обобщать знания
г) принятие себя и других людей:
об основных правилах
орфографии и пунктуации,
уметь применять правила орфографии и пунктуации в
- принимать мотивы и аргументы других людей при практике письма; уметь работать со словарями и
анализе результатов деятельности;
справочниками, в том числе, академическими
словарями и справочниками в электронном формате;
- признавать свое право и право других людей на
ошибки;
- уметь использовать правила русского речевого

ОК 05. Осуществлять
устную и письменную
коммуникацию на
государственном языке
Российской Федерации с
учетом особенностей
социального и культурного
контекста.

- эстетическое отношение к миру, включая эстетику
быта, научного и технического творчества, спорта,
труда и общественных отношений;
- способность воспринимать различные виды
искусства, традиции и творчество своего и других
народов, ощущать эмоциональное воздействие
искусства;
- убежденность в значимости для личности и
общества отечественного и мирового искусства,
этнических культурных традиций и народного
творчества;
- готовность к самовыражению в разных видах
искусства, стремление проявлять качества
- сформировать знаний о признаках текста, его
творческой личности;
структуре, видах информации в тексте; уметь
понимать, анализировать и комментировать основную
Овладение универсальными коммуникативными
и дополнительную, явную и скрытую (подтекстовую)
6

действиями:

информацию текстов, воспринимаемых зрительно и
(или) на слух; выявлять логико-смысловые отношения
а) общение: осуществлять коммуникации во всех
между предложениями в тексте; создавать тексты
сферах жизни; распознавать невербальные средства разных функционально-смысловых типов; тексты
общения, понимать значение социальных знаков,
научного, публицистического, официально- делового
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и стилей разных жанров (объем сочинения не менее 150
смягчать конфликты;
слов).
развернуто и логично излагать свою точку зрения с
использованием языковых средств.
ОК 09. Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языках.

Наличие мотивации к обучению и личностному
развитию;
В области ценности научного познания:
- сформированность мировоззрения,
соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на
диалоге культур, способствующего осознанию
своего места в поликультурном мире;

Уметь использовать разные виды чтения и
аудирования, приемы информационно-смысловой
переработки прочитанных и прослушанных текстов,
включая гипертекст, графику, инфографику и другое
(объем текста для чтения – 450-500 слов; объем
прослушанного или прочитанного текста для пересказа
от 250 до 300 слов);
-уметь создавать вторичные тексты (тезисы, аннотация,
отзыв, рецензия и другое);

- совершенствование языковой и читательской
культуры как средства взаимодействия между
людьми и познания мира;

- обобщить знания о языке как системе его основных
единицах и уровнях: обогащение словарного запаса,
расширение объема используемых в речи
грамматических языковых средств; уметь
- осознание ценности научной деятельности,
анализировать единицы разных уровней, тексты
готовность осуществлять проектную и
исследовательскую деятельность индивидуально и в разных функционально-смысловых типов,
функциональных разновидностей языка (разговорная
группе;
речь, функциональные стили, язык художественной
7

Овладение универсальными учебными
познавательными действиями:
б) базовые исследовательские действия: владеть
навыками учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем;
способность и готовность к самостоятельному
поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;

литературы), различной жанровой принадлежности;
сформированность представлений о формах
существования национального русского языка; знаний
о признаках литературного языка и его роли в
обществе;

- обобщить знания о функциональных разновидностях
языка: разговорной речи, функциональных стилях
(научный, публицистический,
официальноделовой), языке художественной литературы;
- овладение видами деятельности по получению
совершенствование умений распознавать,
нового знания, его интерпретации, преобразованию и анализировать и комментировать тексты различных
применению в различных учебных ситуациях, в том функциональных разновидностей языка (разговорная
числе при создании учебных и социальных проектов; речь, функциональные стили, язык художественной
формирование научного типа мышления, владение литературы);
научной терминологией, ключевыми понятиями и
методами;
- обобщить знания об изобразительно-выразительных
средствах русского языка; совершенствование умений
-осуществлять целенаправленный поиск переноса
определять изобразительно-выразительные средства
средств и способов действия в профессиональную
языка в тексте.
среду.

ПК 2.1 Техническое
обслуживание и ремонт
автотранспорта.

Осуществлять техническое обслуживание
автомобильных двигателей.

Практический опыт: Сдача автомобиля заказчику.
Оформление технической документации
Умения: Заполнять форму диагностической карты
автомобиля. Формулировать заключение о
техническом состоянии автомобиля. Заполнять форму
наряда на проведение технического обслуживания
автомобиля. Заполнять сервисную книжку.
8

Знания: Формы документации по проведению
технического обслуживания автомобиля на
предприятии технического сервиса, технические
термины.

9

2. Структура и содержание общеобразовательного предмета
2.1. Объем предмета и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы предмета

Объем в часах
39

в т. ч.
теоретическое обучение

21

практические занятия

18

Промежуточная аттестация (дифференцированный зачёт)

2

10

2.2. Тематический план и содержание учебного предмета

Наименование
разделов и тем

Родной язык как
основа культурной
самоидентификации
личности.

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
1 семестр – 39 часов
Вводное занятие
Родной язык как основа культурной самоидентификации личности. Роль родного языка
в жизни человека. Понятия родной язык - государственный язык - иностранный язык.
Культурный код в родном языке. Отражение традиционных духовно- нравственных
ценностей в родном русском языке. Родной язык и профессия. Речевая составляющая
профессии.
Раздел 1. Риторика публичного выступления

Объем
часов
2
2

Формируемые
компетенции

ОК04, ОК05, ОК9,
ПК2.1

18

Тема 1.1 Риторика как
наука и искусство.
Риторический канон в
истории и
современности .

Риторика как наука и искусство. Риторический канон в истории и современности.
Востребованность риторических навыков в наши дни.

2

ОК04, ОК05, ОК9,
ПК2.1

Риторический канон - правила создания устного/ письменного высказывания. Пять
частей риторического канона .

2

ОК04, ОК05, ОК9,
ПК2.1

Тема 1.2
Риторический канон.
Изобретение идей
Тема 1.3.
Расположение идей.
Хрия.

Практическое занятие № 1: « Изобретение идей.
Топос как тематический образец развития идеи высказывания. Виды топосов».

2

ОК04, ОК05, ОК9,
ПК2.1

Практическое занятие № 2: «Расположение идей.
Хрия как образец построения публицистической речи. Учет фактора адресата при
создании плана высказывания. Виды доказательств».

2

ОК04, ОК05, ОК9,
ПК2.1

Тема 1.4.
Риторический канон.
Особенности
словесного
украшения речи.

Практическое занятие № 3: «Особенности словесного украшения речи.
Использованию риторических приемов, тропов и фигур речи при создании
публицистического высказывания»

2

ОК04, ОК05, ОК9,
ПК2.1

11

Тема 1.5.
Риторический канон.
Как подготовиться к
произнесению речи
перед аудиторией

Тема 1.6.
Исполнение
публичного
выступления.

Техника запоминания текста. Как подготовиться к произнесению речи перед
аудиторией?
Использование модуляций тембра, громкости, интонаций, мимики и жестов для
эмоционального воздействия на аудиторию. Вербальное и невербальное поведение
оратора.

2

ОК04, ОК05, ОК9,
ПК2.1

Практическое занятие № 4: «Как понять самому и быть понятым окружающим?
Тренинг-игра с целью выявления лакун понимания чужого высказывания и
формирования умения формулировать точные вопросы к собеседнику».

2

ОК04, ОК05, ОК9,
ПК2.1

Практическое занятие № 5: «Исполнение публичного выступления. Подготовка к
публичному выступлению».

2

ОК04, ОК05, ОК9,
ПК2.1

Практическое занятие № 6: «Выступление с подготовленными речами, анализ и
обсуждение выступлений»

2

ОК04, ОК05, ОК9,
ПК2.1

Раздел 2. Деловой русский язык

8

Тема 2.1.
Признаки и
принципы
делового
общения
деловая
коммуникация

Признаки и принципы делового общения. Устная и письменная деловая коммуникация
Понятие о деловом общении. Основные признаки деловой коммуникации
(регламентированность, целенаправленность, результативность, функционально ролевой характер, позиционная оформленность). Принципы делового общения
(субординация, уважение ко всем участникам, концентрация на деле, контроль над
эмоциями, умение отделять деловые отношения от личных). Письменное и устное
деловое общение. Этикет в устном деловом общении: телефонный разговор

Тема 2.2.
Письменное
документов

Письменное деловое общение. Документ как тип текста. Жанры документов. Документ
как тип текста и язык документа. Схема составления документа.
Практическое занятие № 7: «Презентационные жанры в деловом общении. Написание
своего резюме».

2

2
2

ОК04, ОК05, ОК9,
ПК2.1

ОК04, ОК05, ОК9,
ПК2.1
ОК04, ОК05, ОК9,
ПК2.1

12

Тема 2.3. Деловая
переписка в
электронной среде.
Этикет деловой
переписки

Деловая переписка в электронной среде. Этикет деловой переписки . Условия
успешности деловой переписки Этикетная рамка делового письма. Деловая переписка в
чатах/мессенджерах. Учет специфики канала связи при выборе языковых средств и
организации высказывания.

2

ОК04, ОК05, ОК9,
ПК2.1

Тема 2.4 Структура
основной части
письма. Виды
писем/сообщений

Практическое занятие № 8: «Структура делового письма. Построение делового письма»

2

ОК04, ОК05, ОК9,
ПК2.1

Раздел 3 . Русский язык в межкультурной коммуникации

9

Тема 3.1
Межкультурная
коммуникация

Язык как отражение истории и культуры народа. Понятие о культурном многообразии и
межкультурной коммуникации. Межкультурная коммуникация в многонациональном
государстве.
Русский язык как воплощение русской культуры и как язык межкультурной
коммуникации народов России на основе традиционных российских духовнонравственных ценностей

2

ОК04, ОК05, ОК9,
ПК2.1

Тема 3.2 Принципы и
правила
межкультурной
коммуникации

Общие правила коммуникации на русском языке. Особенности русского речевого
этикета в культуре России. Вербальная и невербальная коммуникация. Учет
национальных культур. Диалог культур.

2

ОК04, ОК05, ОК9,
ПК2.1

Тема 3.3.
Межкультурная
коммуникация в
профессиональной
среде.

Диалог культур в профессиональном общении. Открытость, обмен мнениями и
заинтересованность как инструменты успешной межкультурной коммуникации.
Языковые средства, демонстрирующие интерес к собеседнику, его культуре и
национальным традициям. Стремление помочь и выражение этого стремления через
средства русского языка».

2

ОК04, ОК05, ОК9,
ПК2.1

13

Тема 3.4 Конфликты
и конфликтогенные
ситуации в
межкультурной
коммуникации.
Промежуточная
аттестация(диффере
нцированный зачет)

Практическое занятие № 9: « Конфликты, связанные с недостаточным владением
культурными нормами. Конфликты, связанные с недостаточным владением речевыми
нормами русского языка. Нивелирование конфликтов. Языковые средства ухода от
конфликтов. Анализ практического кейса.

Итого:

2

ОК04, ОК05, ОК9,
ПК2.1

1

ОК04, ОК05, ОК9,
ПК2.1

39

14

3. Условия реализации программы общеобразовательного предмета
3.1. Для реализации программы предмета «Родной язык (русский язык)» должны
быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий;
- комплект электронных видеоматериалов;
- задания для контрольных работ;
- профессионально ориентированные задания;
- материалы текущей и промежуточной аттестации.
Помещение
кабинета
должно
соответствовать
требованиям
Санитарноэпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02): оснащено типовым
оборудованием, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами
обучения, необходимыми для выполнения требований к уровню подготовки
обучающихся.
Технические средства обучения:
- персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- проектор с экраном.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основная литература:
1. Антонова Е. С. Воителева Т. М. Русский язык (базовый уровень): учебник для
студенческих учреждений профессионального СПО. — Издательский центр «Академия»,
2022 г.
2. Воителева Т. М. Русский язык: сборник упражнений: учебное пособие для
студенческих учреждений СПО — М.: издательский центр «Академия», 2022 г.
Дополнительные источники:
1. Власенков, А.И. Русский язык. 10-11 классы. Базовый уровень. ЭФУ / А.И. Власенков,
Л.М. Рыбченкова, Н.А. Николина — Москва: Просвещение, 2022.
2. Голуб, И. Б., Секреты русского языка. О сложном увлекательно и просто: учебное
пособие / И. Б. Голуб. — Москва: КноРус, 2023. — 274 с.
3. Козырев, В. А., Современный русский язык. Лексикография : учебное пособие / В. А.
Козырев, В. Д. Черняк. — Москва : КноРус, 2023. — 300 с. — ISBN 978-5-406-11018-8. —
URL: https://book.ru/book/947405.
Интернет-ресурсы:
1. Российская электронная школа https://resh.edu.ru/
2. Информационная система «Единое окно доступа окно доступа к информационным
ресурсам» http://window.edu.ru
3. Учебный портал по использованию ЭОР www. eor. it. ru/eor
15

4. Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета
Общая/профессиональная
компетенция

Раздел/Тема

ОК 04 ОК05 ОК09
ОК 04 ОК 05 ОК 09 ПК 2.1.
ОК 04 ОК 05 ОК 09 ПК 2.1.

Вводный урок
1.1.
1.2.

ОК 04 ОК 05 ОК 09 ПК 2.1.

1.3.

ОК 04 ОК 05 ОК 09 ПК 2.1.

1.4.

ОК 04 ОК 05 ОК 09 ПК 2.1.
ОК 04 ОК 05 ОК 09 ПК 2.1.

1.5.
1.6.

ОК 04 ОК 05 ОК 09 ПК 2.1.
ОК 04 ОК 05 ОК 09 ПК 2.1.

2.1.
2.2.

ОК 04 ОК 05 ОК 09 ПК 2.1.

2.3.

ОК 04 ОК 05 ОК 09 ПК 2.1.

2.4.

ОК 04 ОК 05 ОК 09 ПК 2.1.
ОК 04 ОК 05 ОК 09 ПК 2.1.

3.1.
3.2.

ОК 04 ОК 05 ОК 09 ПК 2.1.

3.3.

ОК 04 ОК 05 ОК 09 ПК 2.1.

3.4.

ОК 04 ОК 05 ОК 09 ПК 2.1.

Дифференцированный
зачёт.

Тип оценочных
мероприятий

Вопросы по теме лекции.
Выполнение письменного
творческого задания.
Выполнение письменного
творческого задания
Выполнение письменного
творческого задания
Подготовка и произнесение
публичной речи.
Вопросы по теме лекции
Тест
«Характеристика
делового общения»
Редактирование,
составление,
трансформация деловых
текстов.
Составление
и
редактирование
деловых
писем.
Вопросы по теме лекции
Составление правил делового
этикета с учетом
межкультурного компонента.

Анализ диалогов с
элементами
межкультурной
коммуникации
Анализ
практического
кейса.
Задания
дифференцированный
зачёта.

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».