Приложение 3.11
к ПОП по профессии
23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
Государственного бюджетного профессионального
образовательного учреждения Ростовской области
«Азовский казачий кадетский аграрно-технологический техникум»
УТВЕРЖДЕНО
Приказ директора ГБПОУ РО «АККАТТ»
от 29.08.2025 г № 141 - ОД
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ОУП 11 БИОЛОГИЯ
программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
по профессии СПО 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
г. Азов
2025 г.
1
РАССМОТРЕННО:
Предметно цикловой комиссии
общеобразовательных и социальногуманитарных дисциплин
Протокол №__1 __от__28_августа 2025г.
Председатель ПЦК
_______________ _ВахнинаА.Г.
подпись
ОДОБРЕНО:
Педагогическим советом
ГБПОУ РО «АККАТТ»
Протокол № 1
от « 29» августа 2025
ФИО
Рабочая программа учебного предмета ОУП 11 «Биология» разработана на основе:
1.Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по профессии (далее – ФГОС СПО) 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию
автомобилей (Приказ Министерство просвещения Российской Федерации от 24.05.2022 г. №365).
Зарегистрировано в Минюсте России 24.06.2022 г № 6984.
2. Примерной рабочей программе общеобразовательной
дисциплины
«Биология» для
профессиональных образовательных организаций базовый уровень рекомендовано для всех УГПС
23.00.00 Одобрено на заседании Педагогического совета ФГБОУ ДПО ИРПО протоколом №6/2025 от
«18» апреля 2025 года.
3. Приказа Минпросвещения России от 03.07.2024 N 464 «О внесении изменений в федеральные
государственные
образовательные
стандарты
среднего
профессионального
образования»
(Зарегистрирован в Минюсте России 09.08.2024 N 79088);
4. Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее
– ФГОС СОО);
5. Программы воспитания ГБПОУ РО «АККАТТ»
Организация-разработчик:
государственное
бюджетное
профессиональное
образовательное
учреждение Ростовской области «Азовский казачий кадетский аграрно-технологический техникум»
Разработчик:
Майоров Евгений Геннадьевич, ГБПОУ РО «АККАТТ»
Согласовано:
сссссссПоставнева Елена Валентиновна, методист ГБПОУ РО «АККАТТ»
2
СОДЕРЖАНИЕ
1.
2.
3.
4.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«БИОЛОГИЯ»
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
3
4
10
25
26
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»
1. Место учебного предмета в структуре образовательной программы СПО
Учебный
предмет
«Биология»
является
обязательной
частью
общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО
по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
1.1. Цели и планируемые результаты освоения учебного предмета:
1.1.1. Цель учебного предмета
Содержание программы учебного предмета «Биология» направлено на достижение
результатов ее изучения в соответствии с требованиями ФГОС СОО с учетом
профессиональной направленности ФГОС СПО.
Цель изучения учебного предмета «Биология» на базовом уровне – овладение
обучающимися знаниями о структурно- функциональной организации живых систем
разного ранга и приобретение умений использовать эти знания для грамотных действий в
отношении объектов живой природы и решения различных жизненных проблем.
Достижение цели изучения учебного предмета «Биология» на базовом уровне
обеспечивается решением следующих задач:
• освоение обучающимися системы знаний о биологических теориях, учениях,
законах, закономерностях, гипотезах, правилах, служащих основой для
формирования
представлений
о
естественно-научной
картине
мира,
о методах научного познания, строении, многообразии и особенностях живых
систем разного уровня организации, выдающихся открытиях и современных
исследованиях в биологии;
• формирование
у
обучающихся
познавательных,
интеллектуальных
и творческих способностей в процессе анализа данных о путях развития
в биологии научных взглядов, идей и подходов к изучению живых систем разного
уровня организации;
• становление у обучающихся общей культуры, функциональной грамотности,
развитие умений объяснять и оценивать явления окружающего мира живой природы
на основании знаний и опыта, полученных при изучении биологии;
• формирование у обучающихся умений иллюстрировать значение биологических
знаний в практической деятельности человека, развитии современных медицинских
технологий и агробиотехнологий;
• воспитание убеждённости в возможности познания человеком живой
природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при
проведении биологических исследований;
• осознание ценности биологических знаний для повышения уровня экологической
культуры, для формирования научного мировоззрения;
• применение приобретённых знаний и умений в повседневной жизни
для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде,
собственному здоровью, обоснование и соблюдение мер профилактики
заболеваний.
1.1.2. Планируемые результаты освоения учебного предмета в соответствии с
ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Общие компетенции (далее – ОК) и профессиональные компетенции (далее – ПК)
ФГОС
СПО
в
соотнесении
с
личностными,
метапредметными
и предметными результатами обучения базового уровня (далее – ПРб)
ФГОС СОО представлены в таблице:
4
1.2. Планируемые результаты освоения учебного предмета в соответствии с ФГОС СПО и на основе
ФГОС СОО
Код и
наименование
формируемых
компетенций
ОК 01. Выбирать
способы решения
задач
профессиональной
деятельности
применительно
к
различным
контекстам
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Общие
Дисциплинарные
Личностные результаты должны отражать в части:
трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание ценности мастерства,
трудолюбие;
- готовность к активной деятельности технологической
и
социальной
направленности,
способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять
такую деятельность;
- интерес к различным сферам профессиональной
деятельности.
Метапредметные результаты должны отражать:
Овладение универсальными учебными познавательными
действиями:
а) базовые логические действия:
- самостоятельно формулировать и актуализировать
проблему, рассматривать ее всесторонне;
- устанавливать существенный признак или основания
для сравнения, классификации и обобщения;
- определять цели деятельности, задавать параметры
и критерии их достижения;
- выявлять закономерности и противоречия
в рассматриваемых явлениях;
ПРб 1. Сформированность знаний о месте и роли биологии
в системе научного знания; функциональной грамотности
человека для решения жизненных проблем.
ПРб 2. Сформированность умения раскрывать содержание
основополагающих биологических терминов и понятий:
жизнь, клетка, ткань, орган, организм, вид, популяция,
экосистема, биоценоз, биосфера; метаболизм (обмен веществ
и превращение энергии), гомеостаз (саморегуляция),
биосинтез белка, структурная организация живых систем,
дискретность,
саморегуляция,
самовоспроизведение
(репродукция),
наследственность,
изменчивость,
энергозависимость, рост и развитие, уровневая организация.
ПРб 3. Сформированность умения раскрывать содержание
основополагающих биологических теорий и гипотез:
клеточной, хромосомной, мутационной, эволюционной,
происхождения жизни и человека.
ПРб
4.
Сформированность
умения
раскрывать
основополагающие биологические законы и закономерности
(Г. Менделя, Т. Моргана, Н.И. Вавилова, Э. Геккеля,
Ф. Мюллера, К. Бэра), границы их применимости к живым
системам.
ПРб 5. Приобретение опыта применения основных методов
научного познания, используемых в биологии: наблюдения
5
- вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям, оценивать риски
последствий деятельности;
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской
и проектной деятельности, навыками разрешения
проблем;
- выявлять причинно-следственные связи
и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу
ее решения, находить аргументы для доказательства
своих утверждений, задавать параметры и критерии
решения;
- анализировать полученные в ходе решения задачи
результаты, критически оценивать их достоверность,
прогнозировать изменение в новых условиях;
разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа
имеющихся материальных и нематериальных ресурсов;
-- уметь переносить знания в познавательную
и практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных предметных
областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные
подходы и решения
6
и описания живых систем, процессов и явлений; организации
и проведения биологического эксперимента, выдвижения
гипотез, выявления зависимости между исследуемыми
величинами,
объяснения
полученных
результатов
и формулирования выводов с использованием научных
понятий, теорий и законов.
ПРб 6. Сформированность умения выделять существенные
признаки вирусов, клеток прокариот и эукариот;
одноклеточных и многоклеточных организмов, видов,
биогеоценозов и экосистем; особенности процессов обмена
веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтеза,
пластического и энергетического обмена, хемосинтеза, митоза,
мейоза,
оплодотворения,
развития
и
размножения,
индивидуального развития организма (онтогенеза), борьбы за
существование, естественного отбора, видообразования,
приспособленности организмов к среде обитания, влияния
компонентов
экосистем,
антропогенных
изменений
в экосистемах своей местности,
круговорота веществ и превращение энергии в биосфере.
ПРб 7. Сформированность умения применять полученные
знания для объяснения биологических процессов и явлений,
для принятия практических решений в повседневной жизни
с целью обеспечения безопасности своего здоровья и здоровья
окружающих людей, соблюдения здорового образа жизни,
норм грамотного поведения в окружающей природной среде;
понимание необходимости использования достижений
современной биологии и биотехнологий для рационального
природопользования.
ПРб 8. Сформированность умения решать биологические
задачи, составлять генотипические схемы скрещивания
для разных типов наследования признаков у организмов,
составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистемах
(цепи питания, пищевые сети).
ОК
02.
Использовать
современные
средства
поиска,
анализа
и
интерпретации
информации
и информационные
технологии
для
выполнения задач
профессиональной
деятельности
Личностные результаты должны отражать в части:
ценности научного познания:
-сформированность мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной
практики,
основанного
на
диалоге
культур,
способствующего
осознанию
своего
места
в поликультурном мире.
Метапредметные результаты должны отражать:
Овладение универсальными учебными познавательными
действиями:
в) работа с информацией:
владеть
навыками
получения
информации
из
источников
разных
типов,
самостоятельно
осуществлять
поиск,
анализ,
систематизацию
и интерпретацию информации различных видов и форм
представления;
- оценивать достоверность, легитимность информации,
ее соответствие правовым и морально-этическим нормам
7
ПРб 9. Сформированность умений критически оценивать
информацию биологического содержания, включающую
псевдонаучные знания из различных источников (средства
массовой информации, научно-популярные материалы);
интерпретировать
этические
аспекты
современных
исследований в биологии, медицине, биотехнологии;
рассматривать
глобальные
экологические
проблемы
современности, формировать по отношению к ним
собственную позицию.
ПРб 10. Сформированность умений создавать собственные
письменные и устные сообщения на основе биологической
информации
из
нескольких
источников,
грамотно
использовать понятийный аппарат биологии
ПРб 1. Сформированность знаний о месте и роли биологии
в системе научного знания; функциональной грамотности
человека для решения жизненных проблем.
ПРб 7. Сформированность умения применять полученные
знания для объяснения биологических процессов и явлений,
для принятия практических решений в повседневной жизни
с целью обеспечения безопасности своего здоровья и здоровья
окружающих людей, соблюдения здорового образа жизни,
норм грамотного поведения в окружающей природной среде;
понимание необходимости использования достижений
современной биологии и биотехнологий для рационального
природопользования.
ПРб 10. Сформированность умений создавать собственные
письменные и устные сообщения на основе биологической
информации
из
нескольких
источников,
грамотно
использовать понятийный аппарат биологии
ОК 04. Эффективно
взаимодействовать
и работать в
коллективе и
команде
Личностные результаты должны отражать в части:
ценности научного познания: осознание ценности
научной
деятельности,
готовность
осуществлять
проектную и исследовательскую
деятельность
индивидуально и в группе.
Метапредметные результаты должны отражать:
Овладение
универсальными
коммуникативными
действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной
и индивидуальной работы;
принимать
цели
совместной
деятельности,
организовывать и координировать действия
по ее достижению: составлять план действий,
распределять роли с учетом мнений участников
обсуждать результаты совместной работы
ОК
07. Личностные результаты должны отражать в части:
Содействовать
экологического воспитания:
- сформированность
сохранению
экологической культуры, понимание влияния социальноокружающей
экономических процессов на состояние природной
среды,
и социальной среды, осознание глобального характера
ресурсосбережени
экологических проблем;
ю,
применять - планирование и осуществление действий в окружающей
знания
среде на основе знания целей устойчивого развития
об
изменении человечества;
климата, принципы - активное неприятие действий, приносящих вред
бережливого
окружающей среде;
производства,
- умение прогнозировать неблагоприятные экологические
эффективно
последствия предпринимаемых действий, предотвращать
действовать
их;
в
чрезвычайных - расширение опыта деятельности экологической
ситуациях
направленности.
Метапредметные результаты должны отражать:
8
ПРб 5. Приобретение опыта применения основных методов
научного познания, используемых в биологии: наблюдения и
описания живых систем, процессов и явлений; организации и
проведения биологического эксперимента, выдвижения
гипотез, выявления зависимости между исследуемыми
величинами, объяснения полученных результатов
и формулирования выводов с использованием научных
понятий, теорий и законов
ПРб 5. Приобретение опыта применения основных методов
научного познания, используемых в биологии: наблюдения
и описания живых систем, процессов и явлений; организации
и проведения биологического эксперимента, выдвижения
гипотез, выявления зависимости между исследуемыми
величинами, объяснения полученных результатов
и формулирования выводов с использованием научных
понятий, теорий и законов.
ПРб 6. Сформированность умения выделять существенные
признаки вирусов, клеток прокариот и эукариот;
одноклеточных и многоклеточных организмов, видов,
биогеоценозов и экосистем; особенности процессов обмена
веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтеза,
пластического и энергетического обмена, хемосинтеза, митоза,
мейоза,
оплодотворения,
развития
и
размножения,
индивидуального развития организма (онтогенеза), борьбы
за существование, естественного отбора, видообразования,
Овладение
универсальными
действиями:
б) совместная деятельность:
ПК 1.2. Осуществлять
техническое
обслуживание
автотранспортных
средств
коммуникативными
- готовность к труду, осознание ценности мастерства,
трудолюбие;
- готовность к активной деятельности технологической
и
социальной
направленности,
способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять
такую деятельность;
- интерес к различным сферам профессиональной
деятельности.
Метапредметные результаты должны отражать:
Овладение универсальными учебными познавательными
действиями:
а) базовые логические действия:
- самостоятельно формулировать и актуализировать
проблему, рассматривать ее всесторонне;
- устанавливать существенный признак или основания
для сравнения, классификации и обобщения;
- определять цели деятельности, задавать параметры
и критерии их достижения;
выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых явлениях;
9
приспособленности организмов к среде обитания, влияния
компонентов
экосистем,
антропогенных
изменений
в экосистемах своей местности,
круговорота веществ и превращение энергии в биосфере.
ПРб 5. Приобретение опыта применения основных методов
научного познания, используемых в биологии: наблюдения и
описания живых систем, процессов и явлений; организации и
проведения биологического эксперимента, выдвижения
гипотез, выявления зависимости между исследуемыми
величинами, объяснения полученных результатов
и формулирования выводов с использованием научных
понятий, теорий и законов
2.
СТРУКТУРА
И
СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в часах
Объем образовательной программы дисциплины
108
в т.ч.
теоретические занятия
88
практические занятия
20
лабораторные занятия в т.ч
6
В том числе профессионально-ориентированное содержание
(содержание прикладного модуля)
14
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачёт)
2
10
2.2. Тематический план и содержание учебного предмета
Содержание учебного материала (основное и
Наименование разделов и тем
профессионально ориентированное), лабораторные и
практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
1
2
Основное содержание
Раздел 1. Биология как наука. Живые системы и их организация
Содержание учебного материала
Биология – наука о живой природе. Связи биологии с
общественными, техническими и другими естественными науками,
философией, религией, этикой, эстетикой и правом. Роль биологии в
формировании современной научной картины мира. Система
Тема 1.1.
биологических наук.
Биология
Методы познания живой природы (наблюдение, эксперимент,
в системе наук. Общая
описание, измерение, классификация, моделирование, статистическая
характеристика жизни
обработка данных).
Живые системы (биосистемы) как предмет изучения биологии. Отличие
живых систем от неорганической природы. Свойства биосистем и их
разнообразие.
Уровни
организации
биосистем:
молекулярно-генетический,
клеточный, организменный, популяционно-видовой, экосистемный
(биогеоценотический), биосферный
Раздел 2 Строение и химический состав клетки
Содержание учебного материала
Тема 2.1.
Структурно-функциональная
Цитология – наука о клетке. Клеточная теория – пример
организация клеток
взаимодействия идей и фактов в научном познании. Методы изучения
клетки.
Клетка как целостная живая система. Общие признаки клеток:
замкнутая наружная мембрана, молекулы ДНК как генетический
аппарат, система синтеза белка.
11
Объем часов
Формируемые
компетенции
3
4
2
2
ОК-02
20
2
ОК-01, ОК-02,
ОК-04
Типы клеток: эукариотическая и прокариотическая. Особенности
строения прокариотической клетки. Клеточная стенка бактерий.
Строение эукариотической клетки. Основные отличия растительной,
животной и грибной клетки. Поверхностные структуры клеток–
клеточная стенка, гликокаликс, их функции. Плазматическая мембрана,
ее свойства и функции.
Цитоплазма и ее органоиды. Одномембранные органоиды клетки: ЭПС,
аппарат Гольджи, лизосомы. Полуавтономные органоиды клетки:
митохондрии, пластиды. Происхождение митохондрий и пластид. Виды
пластид. Немембранные органоиды клетки: рибосомы, клеточный
центр, центриоли, реснички, жгутики. Функции органоидов клетки.
Включения.
Ядро – регуляторный центр клетки. Строение ядра: ядерная оболочка,
кариоплазма, хроматин, ядрышко. Хромосомы. Транспорт веществ в
клетке
Лабораторное занятие № 1
«Изучение строения клеток растений, животных и бактерий под
микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание».
Химический состав клетки. Химические элементы: макроэлементы,
микроэлементы. Вода и минеральные вещества. Функции воды и
минеральных веществ в клетке. Поддержание осмотического баланса
Тема 2.2.
Химический состав клетки. Вода
Практическое занятие №1
и минеральные вещества
«Биологическая роль минеральных
жизнедеятельности организмов»
Тема 2.3.
Содержание учебного материала
12
веществ
в
2
2
2
обеспечении
2
Белки.
Белки. Состав и строение белков. Аминокислоты – мономеры белков.
Незаменимые и заменимые аминокислоты. Аминокислотный состав.
Уровни структуры белковой молекулы (первичная, вторичная,
третичная и четвертичная структура). Химические свойства белков.
Биологические функции белков. Ферменты – биологические
Тема 2.4. Ферменты.
катализаторы. Строение фермента: активный центр, субстратная
Витамины.
специфичность. Коферменты. Витамины. Отличия ферментов от
неорганических катализаторов.
Углеводы: моносахариды (глюкоза, рибоза и дезоксирибоза),
Тема 2.5. Углеводы.
дисахариды (сахароза, лактоза) и полисахариды (крахмал, гликоген,
Липиды.
целлюлоза).
Биологические
функции
углеводов.
Липиды:
триглицериды, фосфолипиды, стероиды. Гидрофильно-гидрофобные
свойства. Биологические функции липидов. Сравнение углеводов,
Тема 2.6. Нуклеиновые
белков и липидов как источников энергии. Нуклеиновые кислоты:
кислоты.
ДНК и РНК. Нуклеотиды – мономеры нуклеиновых кислот. Строение и
функции ДНК. Строение и функции РНК. АТФ: строение и функции
Лабораторные занятие № 2
«Определение наличия крахмала в продуктах питания».
Раздел 3. Жизнедеятельность клетки
Содержание учебного материала
Тема 3.1.
Обмен веществ
Обмен веществ, или метаболизм. Ассимиляция (пластический обмен)
и превращение энергии
и диссимиляция (энергетический обмен) – две стороны единого
в клетке
процесса метаболизма. Роль законов сохранения вещества и энергии в
понимании метаболизма. Типы обмена веществ: автотрофный и
гетеротрофный. Роль ферментов в обмене веществ и превращении
Тема 3.2.
энергии в клетке. Фотосинтез. Световая и темновая фазы фотосинтеза.
Фотосинтез.
Реакции фотосинтеза. Эффективность фотосинтеза. Значение
Хемосинтез.
фотосинтеза для жизни на Земле. Влияние условий среды на фотосинтез
и способы повышения его продуктивности у культурных растений.
13
2
2
2
2
2
6
2
ОК-01, ОК-02,
ОК-04
2
Хемосинтез. Хемосинтезирующие бактерии. Значение хемосинтеза для
жизни на Земле.
Энергетический обмен в клетке. Расщепление веществ, выделение и
аккумулирование энергии в клетке. Этапы энергетического обмена.
Гликолиз. Брожение и его виды. Кислородное окисление, или
клеточное
дыхание.
Окислительное
фосфорилирование.
Эффективность энергетического обмена
Содержание учебного материала
Реакции матричного синтеза. Генетическая информация и ДНК.
Реализация генетической информации в клетке. Генетический код и
Тема 3.3.
его свойства. Транскрипция – матричный синтез РНК. Трансляция –
Биосинтез белка
биосинтез белка. Этапы трансляции. Кодирование аминокислот. Роль
рибосом в биосинтезе белка
Практическое занятие № 2
«Решение задач на определение последовательности нуклеотидов»
Содержание учебного материала
Неклеточные формы жизни – вирусы. История открытия вирусов (Д.
Тема 3.3.
И. Ивановский). Особенности строения и жизненного цикла вирусов.
Вирусы
Бактериофаги. Болезни растений, животных и человека, вызываемые
вирусами. Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) – возбудитель
СПИДа..Профилактика распространения вирусных заболеваний
Раздел 4. Размножение и индивидуальное развитие организмов
Содержание учебного материала
Клеточный цикл, или жизненный цикл клетки. Интерфаза и митоз.
Процессы, протекающие в интерфазе. Репликация – реакция
Тема 4.1.
матричного синтеза ДНК. Строение хромосом. Хромосомный набор –
Жизненный цикл клетки
кариотип. Диплоидный и гаплоидный хромосомные наборы.
Хроматиды. Цитологические основы размножения и индивидуального
развития организмов. Деление клетки – митоз. Стадии митоза.
Процессы, происходящие на разных стадиях митоза. Биологический
смысл митоза. Программируемая гибель клетки - апоптоз
14
2
2
2
6
2
ОК-01, ОК-02,
ОК-04
Тема 4.2.
Формы размножения
организмов
Тема 4.3.
Индивидуальное развитие
организмов
Содержание учебного материала
Формы размножения организмов: бесполое и половое. Виды
бесполого размножения: деление надвое и почкование одно и
многоклеточных, спорообразование, вегетативное размножение.
Искусственное клонирование организмов, его значение для селекции.
Половое размножение, его отличия от бесполого. Мейоз. Стадии
мейоза. Процессы, происходящие на стадиях мейоза. Поведение
хромосом в мейозе. Кроссинговер. Биологический смысл и значение
мейоза. Гаметогенез – процесс образования половых клеток у
животных. Половые железы: семенники и яичники. Образование и
развитие половых клеток – гамет (сперматозоид, яйцеклетка) –
сперматогенез и оогенез. Особенности строения
яйцеклеток и сперматозоидов. Оплодотворение. Партеногенез
Содержание учебного материала
Индивидуальное развитие организмов. Эмбриональное развитие
(эмбриогенез). Этапы эмбрионального развития у позвоночных
животных: дробление, гаструляция, органогенез. Постэмбриональное
развитие организмов.
Типы постэмбрионального развития: прямое, непрямое (личиночное).
Влияние среды на развитие организмов; факторы, способные вызывать
врожденные уродства. Рост и развитие растений. Онтогенез цветкового
растения: двойное оплодотворение, строение семени, стадии развития
Практическое занятие № 3, №4
№ 3 «Инфекционные заболевания и эпидемии в истории человечества».
№ 4 «Вакцинация как профилактика инфекционных заболеваний»
Раздел 5. Наследственность и изменчивость организмов
Содержание учебного материала
Тема 5.1.
Предмет и задачи генетики. Роль цитологии и эмбриологии в
Закономерности наследования
становлении генетики. Вклад российских и зарубежных ученых в
развитие
генетики.
Методы
генетики
(гибридологический,
15
2
2
4
10
2
ОК-01, ОК-02,
ОК-04
цитогенетический,
молекулярно-генетический).
Основные
генетические понятия. Генетическая символика, используемая в схемах
скрещиваний.
Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем.
Моногибридное скрещивание. Закон единообразия гибридов первого
поколения. Правило доминирования. Закон расщепления признаков.
Гипотеза
чистоты
гамет.
Полное
и
неполное
доминирование. Дигибридное скрещивание. Закон независимого
наследования признаков. Цитогенетические основы дигибридного
скрещивания.
Анализирующее
скрещивание.
Использование
анализирующего скрещивания для определения генотипа особи
Практическое занятие № 5
Решение задач на определение вероятности возникновения
наследственных признаков.
Тема 5.2.
Сцепленное наследование
признаков
Тема 5.3.
Содержание учебного материала
Сцепленное наследование признаков. Работа Т. Моргана по
сцепленному наследованию генов. Нарушение сцепления генов в
результате кроссинговера. Хромосомная теория наследственности.
Генетические карты.
Генетика пола. Хромосомное определение пола. Аутосомы и половые
хромосомы. Гомогаметные и гетерогаметные организмы. Наследование
признаков, сцепленных с полом
Практическое занятие № 6
Решение задач на определение вероятности возникновения
наследственных признаков.
Содержание учебного материала
16
2
2
2
Закономерности изменчивости
Тема 5.4.
Генетика человека
Изменчивость.
Виды
изменчивости:
ненаследственная
и
наследственная. Роль среды в ненаследственной изменчивости.
Характеристика модификационной изменчивости. Вариационный ряд и
вариационная кривая. Норма реакции признака. Количественные и
качественные признаки и их норма реакции. Свойства
модификационной изменчивости.
Наследственная, или генотипическая изменчивость. Комбинативная
изменчивость. Мейоз и половой процесс – основа комбинативной
изменчивости. Мутационная изменчивость. Классификация мутаций:
генные, хромосомные, геномные. Частота и причины мутаций.
Мутагенные факторы. Закон гомологических рядов в наследственной
изменчивости
Н. И. Вавилова
Практическое занятие № 7
2
Решение задач на определение вероятности возникновения
наследственных признаков при различных типах взаимодействия генов,
составление генотипических схем скрещивания
2
Содержание учебного материала
Генетика человека. Кариотип человека. Основные методы генетики
человека:
генеалогический,
близнецовый,
цитогенетический,
биохимический, молекулярно-генетический. Современное определение
генотипа: полногеномное секвенирование, генотипирование, в том
числе с помощью ПЦР-анализа. Наследственные заболевания человека:
генные болезни, болезни с наследственной предрасположенностью,
хромосомные болезни. Соматические и генеративные мутации.
Стволовые клетки. Принципы здорового образа жизни, диагностики,
профилактики и лечения генетических болезней. Медико-генетическое
консультирование. Значение медицинской генетики в предотвращении
и лечении генетических заболеваний человека
Практическое занятие № 8
17
2
2
«Составление и анализ родословных человека»
Раздел 6. Эволюционная биология
Содержание учебного материала
Предпосылки возникновения эволюционной теории. Эволюционная
теория и её место в биологии. Влияние эволюционной теории на
развитие биологии и других наук. Свидетельства эволюции.
Палеонтологические: последовательность появления видов в
палеонтологической летописи,
переходные
формы.
Тема 6.1.
Биогеографические: сходство и различие фаун и флор материков и
Эволюционная теория
островов. Эмбриологические: сходства и различия эмбрионов разных
и ее место
видов позвоночных. Сравнительно-анатомические: гомологичные,
в биологии
аналогичные, рудиментарные органы, атавизмы. Молекулярнобиохимические: сходство механизмов наследственности и основных
метаболических путей у всех живых организмов.
Эволюционная теория Ч. Дарвина. Предпосылки возникновения
дарвинизма. Движущие силы эволюции видов по Дарвину (избыточное
размножение при ограниченности ресурсов, неопределённая
изменчивость, борьба за существование, естественный отбор)
Содержание учебного материала
Синтетическая теория эволюции (СТЭ) и её основные положения.
Микроэволюция. Популяция как единица вида и эволюции.
Движущие силы (факторы)эволюции видов в природе. Мутационный
процесс и комбинативная изменчивость. Популяционные волны и
Тема 6.2.
дрейф генов. Изоляция и миграция. Естественный отбор –
Микроэволюция
направляющий
фактор
эволюции.
Формы
естественного
отбора. Приспособленность организмов как результат эволюции.
Примеры
приспособлений
у
организмов.
Ароморфозы
и
идиоадаптации. Вид и видообразование. Критерии вида. Основные
формы видообразования: географическое, экологическое
Содержание учебного материала
18
6
2
ОК-01, ОК-02,
ОК-04
2
Макроэволюция. Формы эволюции: филетическая, дивергентная,
конвергентная, параллельная. Необратимость эволюции
Практическое занятие № 9
«Сравнение видов по морфологическому критерию»
Раздел 7. Возникновение и развитие жизни на Земле
Содержание учебного материала
Донаучные представления о зарождении жизни. Научные гипотезы
возникновения жизни на Земле: абиогенез и панспермия. Химическая
эволюция.
Абиогенный
синтез
органических
веществ
из неорганических. Экспериментальное подтверждение химической
эволюции. Начальные этапы биологической эволюции. Гипотеза РНКТема 7.1.
мира. Формирование мембранных структур и возникновение
Зарождение
протоклетки. Первые клетки и их эволюция. Формирование основных
и развитие жизни
групп живых организмов.
Развитие жизни на Земле по эрам и периодам. Катархей. Архейская и
протерозойская эры. Палеозойская эра и её периоды: кембрийский,
ордовикский, силурийский, девонский, каменноугольный, пермский.
Мезозойская эра и её периоды: триасовый, юрский, меловой.
Кайнозойская эра и её периоды: палеогеновый, неогеновый,
антропогеновый.
Содержание учебного материала
Система органического мира как отражение эволюции. Основные
систематические группы организмов. Характеристика климата и
Тема 7.2.
геологических процессов. Основные этапы эволюции растительного и
Система органического мира.
животного мира. Ароморфозы у растений и животных. Появление,
Происхождение человека –
расцвет и вымирание групп живых организмов.
антропогенез
Эволюция человека. Антропология как наука. Развитие представлений
о происхождении человека. Методы изучения антропогенеза. Сходства
и различия человека и животных. Систематическое положение
человека. Движущие силы (факторы) антропогенеза. Наследственная
Тема 6.3.
Макроэволюция
19
2
2
6
2
ОК-01, ОК-02,
ОК-04
2
Тема 7.3.
Основные
человека
стадии
эволюции
изменчивость и естественный отбор. Общественный образ жизни,
изготовление орудий труда, мышление, речь
Содержание учебного материала
Основные стадии и ветви эволюции человека: австралопитеки,
Человек умелый, Человек прямоходящий, Человек неандертальский,
Человек разумный современного типа. Находки ископаемых останков,
время существования, область распространения, объём головного
мозга, образ жизни, орудия.
Человеческие расы. Основные большие расы: европеоидная
(евразийская), негро-австралоидная (экваториальная), монголоидная
(азиатско-американская). Черты приспособленности представителей
человеческих рас к условиям существования. Единство человеческих
рас. Критика расизма
Практическое занятие № 10
«Время и пути расселения человека по планете»
Раздел 8. Организмы и окружающая среда
Содержание учебного материала
Экология как наука. Задачи и разделы экологии. Методы
экологических
исследований.
Экологическое
мировоззрение
современного человека. Среды обитания организмов: водная, наземновоздушная,
почвенная,
внутриорганизменная.
Экологические
факторы. Классификация экологических факторов: абиотические,
Тема 8.1.
биотические и антропогенные. Действие экологических факторов на
Экология
организмы. Абиотические факторы: свет, температура, влажность.
как наука. Среды жизни.
Фотопериодизм. Приспособления организмов к действию абиотических
Экологические факторы
факторов. Биологические ритмы. Биотические факторы. Виды
биотических взаимодействий: конкуренция, хищничество. Паразитизм,
мутуализм,
комменсализм
(квартиранство,
нахлебничество),
аменсализм, нейтрализм. Значение биотических взаимодействий для
существования организмов в природных сообществах
Тема 8.2.
Содержание учебного материала
20
2
2
4
2
ОК-01, ОК-02,
ОК-04, ОК-07
Экологические
характеристики
популяции
Экологические характеристики популяции. Основные показатели
популяции: численность, плотность, рождаемость, смертность,
прирост, миграция. Динамика численности популяции и её регуляция
Практическое занятие № 11
«Подсчёт плотности популяций разных видов растений»
2
Раздел 9. Сообщества и экологические системы
Содержание учебного материала
Сообщество организмов – биоценоз. Структуры биоценоза: видовая,
пространственная, трофическая (пищевая). Виды-доминанты. Связи в
биоценозе.
Экологические системы (экосистемы). Понятие об экосистеме и
Тема 9.1.
биогеоценозе. Функциональные компоненты экосистемы: продуценты,
Сообщества организмов,
консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии в
экосистемы
экосистеме. Трофические (пищевые) уровни экосистемы. Пищевые
цепи и сети. Основные показатели экосистемы: биомасса, продукция.
Экологические пирамиды: продукции, численности, биомассы.
Свойства экосистем: устойчивость, саморегуляция, развитие.
Сукцессия
Содержание учебного материала
Природные экосистемы. Экосистемы рек и озёр. Экосистема хвойного
или широколиственного леса. Антропогенные экосистемы.
Тема 9.2.
Агроэкосистемы. Урбоэкосистемы. Биологическое и хозяйственное
Природные экосистемы
значение агроэкосистем и урбоэкосистем. Биоразнообразие как фактор
устойчивости экосистем. Сохранение биологического разнообразия на
Земле
Содержание учебного материала
Тема 9.3.
Биосфера –
Учение В. И. Вернадского о биосфере. Границы, состав и структура
глобальная
биосферы. Живое вещество и его функции. Особенности биосферы как
экосистема Земли
глобальной экосистемы. Динамическое равновесие и обратная связь в
10
21
2
2
ОК-01, ОК-02,
ОК-04, ОК-07
ПК 1.2
2
2
биосфере. Круговороты веществ и биогеохимические циклы элементов
(углерода, азота). Зональность биосферы. Основные биомы суши
Профессионально ориентированное содержание (содержание
прикладного модуля)
Человечество в биосфере Земли. Антропогенные изменения в биосфере.
Тема 9.4.
Глобальные экологические проблемы. Сосуществование природы и
Влияние антропогенных
человечества. Сохранение биоразнообразия как основа устойчивости
факторов на биосферу
биосферы. Основа рационального управления природными ресурсами и
их использование. Достижения биологии и охрана природы
Практическое занятие № 12
«Отходы пищевого производства»
Профессионально ориентированное содержание (содержание
прикладного модуля)
Здоровье и его составляющие. Факторы, положительно и
отрицательно влияющие на организм человека. Проблема
Тема 9.5.
техногенных воздействий на здоровье человека (электромагнитные
Влияние социальнополя, бытовая химия, избыточные шумы, радиация и т.п.). Адаптация
экологических факторов на
организма человека к факторам окружающей среды. Принципы
здоровье человека
формирования
здоровьесберегающего
поведения.
Физическая
активность и здоровье. Биохимические аспекты рационального питания
Лабораторная работа №3
Факторы, влияющие на организм человека «Влияние абиотических
факторов на человека (низкие и высокие температуры)»
Раздел 10. Селекция организмов, основы биотехнологии
Содержание учебного материала
Селекция как наука и процесс. Зарождение селекции и доместикация.
Тема 10.1.
Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения
Селекция
культурных растений. Центры происхождения домашних животных.
как наука и процесс
Сорт, порода, штамм. Современные методы селекции. Массовый
и индивидуальный отборы в селекции растений и животных. Оценка
экстерьера. Близкородственное скрещивание – инбридинг. Чистая
22
2
2
2
2
6
2
ОК-01, ОК-02,
ОК-04, ОК-07
Тема 10.2. Основы
биотехнологии
Тема 10.3. Биотехнологии
в жизни и профессии
линия. Скрещивание чистых линий. Гетерозис, или гибридная сила.
Неродственное скрещивание – аутбридинг. Отдалённая гибридизация и
её успехи. Искусственный мутагенез и получение полиплоидов.
Достижения селекции растений, животных и микроорганизмов
Содержание учебного материала
Биотехнология как отрасль производства. Генная инженерия. Этапы
создания рекомбинантной ДНК и трансгенных организмов. Клеточная
инженерия. Клеточные культуры. Микроклональное размножение
растений. Клонирование высокопродуктивных сельскохозяйственных
организмов. Экологические и этические проблемы. ГМО – генетически
модифицированные организмы
Профессионально ориентированное содержание (содержание
прикладного модуля)
Основные
направления
современной
биотехнологии
в
профессиональной деятельности человека. Методы биотехнологии.
Объекты
биотехнологии.
Этика
биотехнологических
и генетических экспериментов. Правила поиска и анализа
биоэкологической информации из различных источников (научная и
учебно-научная литература, средства массовой информации, сеть
Интернет и другие)
Практическое занятие № 13, № 14
№ 13 Кейсы на анализ информации о научных достижениях в области
генетических
технологий,
клеточной
инженерии,
пищевых
биотехнологий.
№ 14 Защита кейса: представление результатов решения кейсов
(выступление с презентацией)
Раздел 11. Решение кейсов в области биотехнологий
23
2
2
4
4
Профессионально ориентированное
прикладного модуля)
Тема 11.1 Биотехнологии
в промышленности
содержание
(содержание
Развитие промышленной биотехнологий и ее применение в жизни
человека, поиск и анализ информации из различных источников
(научная и учебно-научная литература, средства массовой информации,
сеть Интернет и другие)
Практическое занятие
№ 15 Кейсы на анализ информации о развитии биотехнологий в
пищевой промышленности
№ 16 Защита кейса: представление результатов решения кейсов
(выступление с презентацией)
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)
Всего:
24
ОК-01, ОК-02,
ОК-04, ОК-07
ПК 1.2
4
2
108
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3.1. Для реализации программы дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Освоение программы общеобразовательной учебной предмета «Биология»
предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей
образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП
СПО на базе основного общего образования, специализированного учебного кабинета, в
котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время
учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.
Помещение кабинета удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемиологических
правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием,
указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и
средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки
обучающихся.
В кабинете имеется в наличии мультимедийное оборудование, посредством
которого участники образовательного процесса просматривают визуальную информацию
по биологии, создают презентации, видеоматериалы, иные документы.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения
программы общеобразовательной дисциплины ОУП.11 Биология входят:
Технические средства обучения:
- ПК с доступом в интернет
- мультимедийная доска
- проектор
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК),
обеспечивающие освоение учебной дисциплины ОУП 11 Биология рекомендованные или
допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях,
реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах
освоения ОП СПО на базе основного общего образования.
Библиотечный фонд дополнен энциклопедиями, справочниками, научной и научнопопулярной, художественной литературой и др.
В процессе освоения программы учебной предмета ОУП 11
Биология
обучающиеся имеют возможность доступа к электронным учебным материалам,
имеющиеся в свободном доступе в системе Интернет (электронные книги, практикумы,
тесты, материалы ЕГЭ и др.)
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендованные для использования в образовательном процессе, не старше пяти лет с
момента издания.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Агафонова И.Б., Каменский А.А., Сивоглазов В.И. Биология (базовый уровень).
учебник для студ. СПО.- М., 2024
25
2. Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. Биология (базовый уровень). 10
класс. – М., 2022.
3. Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Биология. Общая биология:
базовый уровень, 10–11 класс. – М., 2018.
3.2.2. Дополнительная литература
1.
2.
Ионцева А.Ю. Биология. Весь школьный курс в схемах и таблицах. – М., 2014.
Никитинская Т.В. Биология: карманный справочник. – М., 2019.
3.2.3. Электронные издания
1.
www. sbio.info (Вся биология. Современная биология, статьи, новости,
библиотека).
2.
www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам
Интернета по биологии).
3.
www.5ballov.ru/test (Тест для абитуриентов по всему школьному курсу
биологии).
4.
www.biology.ru (Биология в Открытом колледже. Сайт содержит
электронный учебник по биологии, On-line тесты).
5.
www.informika.ru (Электронный учебник, большой список интернетресурсов).
6.
www.nrc.edu.ru (Биологическая картина мира. Раздел компьютерного
учебника, разработанного в Московском государственном открытом университете).
7.
www. nature. ok. ru (Редкие и исчезающие животные России – проект
Экологического центра МГУ им. М.В.Ломоносова).
8.
www.kozlenkoa.narod.ru (Для тех, кто учится сам и учит других; очно и
дистанционно, биологии, химии, другим предметам).
9.
www.schoolcity.by (Биология в вопросах и ответах).
3.2.4. Дополнительные источники
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2.
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего
образования».
3.
Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
(полного) общего образования”».
4.
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по
организации получения среднего общего образования в пределах освоения
образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного
общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных
стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального
образования».
26
4. Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета
5. Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета
раскрываются через предметные результаты, направленные на формирование общих и
профессиональных компетенций по разделам и темам содержания учебного материала.
Общая/профессиональная
компетенция
ОК 01. Выбирать способы
решения
задач
профессиональной
деятельности применительно
к различным контекстам
ОК
02.
Использовать
современные
средства
поиска,
анализа
и
интерпретации
информации,
и
информационные
технологии для выполнения
задач
профессиональной
деятельности
ОК
04.
Эффективно
взаимодействовать
и
работать в коллективе и
команде
Раздел/Тема
Темы 2.1 -2.3, 3.1- 3.3,
4.1-4.3, 5.1-5.4, 6.1-6.3,
7.1-7.3, 8.1, 8.2, 9.1-9.3,
9.4П-о/c3[6],
9.5П-о/с,
10.1, 10.2, 10.3П-о/с,
11.1П-о/с
Темы 1.1, 2.1 -2.3, 3.13.3, 4.1-4.3, 5.1-5.4, 6.16.3, 7.1-7.3, 8.1, 8.2, 9.19.3,
9.4П-о/c, 9.5П-о/с, 10.1,
10.2, 10.3П-о/с, 11.1П-о/с
Темы 2.1 -2.3, 3.1- 3.3,
4.1-4.3, 5.1-5.4, 6.1-6.3,
7.1-7.3, 8.1, 8.2, 9.1-9.3,
9.4П-о/c, 9.5П-о/с, 10.1,
10.2, 10.3П-о/с, 11.1П-о/с
27
Тип
оценочных
мероприятия
Обсуждение по вопросам
лекции
Разработка глоссария
Заполнение сравнительных
таблиц
Тестирование
Устный опрос
Диктант на использование
аргументов, биологической
терминологии и символики
Индивидуальная
самостоятельная работа
Представление результатов
практических работ
Защита творческих работ
Защита
индивидуальных
проектов
Выполнение
заданий
промежуточной аттестации
Оцениваемая дискуссия по
вопросам лекции
Разработка ментальной
карты в мини группах
Выполнение и защита
лабораторных работ
Представление результатов
практических работ
Представление устных
сообщений с презентацией,
подготовленных по
перечню источников,
рекомендованных
преподавателем
Обсуждение по вопросам
лекции
Представление результатов
практических работ
Защита творческих работ
Защита
индивидуальных
проектов
ОК
07.
Содействовать
сохранению
окружающей
среды, ресурсосбережению,
применять
знания
об
изменении
климата,
принципы
бережливого
производства,
эффективно
действовать
в чрезвычайных ситуациях
ПК
1.1.
Подготавливать
рабочее место, оборудование,
сырье, исходные материалы
для
обработки
сырья,
приготовления
полуфабрикатов
в
соответствии с инструкциями
и регламентами.
Темы 1.1, 2.1 -2.3, 3.13.3, 4.1-4.3, 5.1-5.4, 6.16.3, 7.1-7.3, 8.1, 8.2, 9.19.3,
9.4П-о/c, 9.5П-о/с, 10.1,
10.2, 10.3П-о/с, 11.1П-о/с
Р 9 , Т 9.4-9.5
Р 10, Т 10.1-10.3
Р 11, Т 11.1.1
28
Обсуждение по вопросам
лекции
Разработка глоссария
Заполнение сравнительных
таблиц
Тестирование
Устный опрос
Диктант на использование
аргументов, биологической
терминологии и символики
Индивидуальная
самостоятельная работа
Представление результатов
практических работ
Защита творческих работ
Выполнение заданий
промежуточной аттестации